Мониторинг в образовании
Определение понятия «мониторинг» система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития (А.Н. Майоров, Т.А. Степанова и др.)
Сферы применения мониторинга По областям применения: в экологии, биологии, медицине, экономике, бизнесе, в промышленности и образовании. По средствам проведения: педагогический, психологический, социологический, медицинский, демографический мониторинг; По способам сбора информации: 1 гр. – непосредственное описание объектов без каких-либо изменений; 2 гр. – непосредственное физическое измерение параметров объектов; 3 гр. – параметры объекта измеряются с использованием хорошо разработанных и общепринятых критериев или индикаторов; 4 гр. – измерение проводится опосредованно, с привлечением технологий научного исследования, использованием особо оговоренных систем критериев и показателей.
Системы мониторинга в образовании 1-я гр. – накопление и структуризация информации (# мониторинг законодательной базы управления образованием); 2-я гр. – мониторинг развития знаний уч-ся ( модель «цель – результат» и учет характеристик процесса обучения; объект – знания ученика, по которым допускаются выводы о ситуации в учебной группе);
3-я гр. – построены по модели «вход – выход» ( в качестве входа – характеристики ученика, на выходе – эффект влияния школы); 4-я гр. – системы мониторинга на уровне ОУ (попытка оценить эффективность той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания и т.д.).
Виды мониторинга по целям: - информационный: предполагает структуризацию, накопление, распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации; - базовый: выявляет проблемы и опасности до того, как они будут осознаны в сфере управления;
- проблемный: позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию проблем, известных и насущных с точки зрения управления; - управленческий: ставит целью отслеживать и оценивать эффективность, последствия и вторичные эффекты принятых решений.
Виды мониторинга по основаниям экспертизы: - динамический: основанием для экспертизы служат данные о динамике развития объекта, явления или показателя; - конкурентный: выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем; - сравнительный: в качестве основания выступают результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня;
- комплексный: используется несколько оснований для экспертизы; - безосновной: предметом анализа являются результаты, полученные в одном исследовании. Такой способ не может быть корректным, но существует, порождая массу ошибок и недоразумений.
Виды мониторинга по уровням управления: - школьный, - районный, - областной (региональный), - федеральный.
Различия между мониторингом и исследованием обладая признаками эмпирического исследования, мониторинг имеет следующие существенные отличия: - причина возникновения – отсутствие качественной информации (причина любого научного исследования – осознание недостаточности имеющихся знаний для удовлетворительного описания какого-либо явления);
- его результаты ценны в ограниченный период времени: чем выше динамика развития системы, тем короче период ценности данных; - научное исследование предполагает минимизацию количества показателей – для мониторинга важен более широкий выбор;
- мониторинг близок к наблюдению – он не предполагает на этапе проведения вмешательства в функционирование системы; - мониторинг не имеет целью подтверждение или опровержение гипотез, хотя в результате могут быть получены данные, имеющие научную ценность.
Организация мониторинга Принципы мониторинга - Объективность информации: процесс мониторинга должен опираться на объективные, максимально формализованные и легко проверяемые данные. - Сравнимость данных: мониторинг предполагает не только констатацию состояния системы, но и изучение ее изменений. Возможность для сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект на основе одинаковых показателей.
Принципы мониторинга - Адекватность: предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им). - Прогностичность: получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достижения цели. - Принцип целевого назначения: получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели деятельности.
Организация мониторинга Факторы и условия проведения мониторинга - качество инструментария: контролируемый фактор; общеметодологические требования к инструменту – валидность, надежность, удобство использования, соответствие целям обследования, корректность статистических процедур, стандартизированность, апробированность и т.д.;
- профессионализм и подготовленность специалистов: контролируемый фактор; процесс измерения разбивается на несколько этапов: создание инструментария, измерения, интерпретация результатов, подготовка рекомендаций, которые могут использовать специалисты; - изменение экспертов в процессе измерения: контролируемый при определенных условиях фактор; причина изменений – научение, появление опыта, согласование позиций, когда мнение одного, более авторитетного эксперта начинает смещать оценки других;
- статистическая регрессия: искажение результатов в процессе обследования; - цикличность: неконтролируемый, но учитываемый фактор; социальные процессы имеют ярко выраженный циклический характер, что необходимо учитывать; - отбор испытуемых: варианты отбора и формирование экспериментальных групп – один из центральных факторов, контроль за которым позволяет не только выровнять оценки, но и решить проблему распространения результатов обследования на более широкую аудиторию;
- нарушение в информационных потоках: объект измерения может обладать информацией, специальное знакомство с которой при измерении не предполагается, или часть этой информации отсутствует, или владение информацией недостаточно; - различные мотивации участников в естественных условиях: часто оказывается, что одни и те же действия в ситуациях управления осуществляются с неодинаковыми целями; - эффект повторного измерения: если какое-то задание уже выполнялось, это скажется на его повторении. Вопрос в том, при каких условиях можно считать такие влияния достаточно малыми с точки зрения их воздействия на конечный результат.
- изменение группы под влиянием отношений окружающих, вызванных экспериментальным влиянием: в экспериментальных условиях люди начинают оценивать свое положение относительно тех, кто в такие условия не попал. Если эти оценки активно поддерживаются окружением, то у представителей группы начинает вырабатываться иная система оценивания; - групповая фальсификация результатов: респонденты договариваются, какие оценки будут давать;
- изменение группы в процессе эксперимента: изменения могут иметь как случайный, так и системный характер; они могут быть естественными и спровоцированными; - естественное развитие: в процессе эксперимента происходит естественное развитие как всей группы, так и ее отдельных членов; чем меньше дети, тем динамика их развития больше; - социально-территориальные особенности групп: выбирая, например, в качестве единицы измерения класс, чтобы не получить смещенных оценок и иметь возможность для корректного сравнения, необходимо учитывать его социально-демографические характеристики;
- разные события для разных групп: различные воздействия в межэкспериментальный период могут вызвать различные смещения оценок; - различия во внутренней жизни группы: существуют объективные закономерности жизни группы, связанные с ее морфологией и определяющие качественные изменения, различные в каждом конкретном случае; - различия в скорости протекания внутригрупповых процессов: экспериментальное или управленческое воздействие на группы могут дать одинаковый эффект, но скорость их проявления может быть разной. Существует реальная опасность зафиксировать отсутствие эффекта, хотя он просто еще не проявился;
- условия, вызывающие реакцию на эксперимент: реальные изменения, наблюдаемые в условиях и вне эксперимента, могут оказаться неэквивалентными; - интерференция воздействий: возникает тогда, когда один и тот же испытуеый подвергается различным воздействиям, разнесенным по времени; - синергизм: в случае совместного проявления некоторых воздействий, одно из которых может иметь естественный, а другое экспериментальный (отслеживаемый) характер, эффект может превзойти предполагаемые и вероятные эффекты каждого из них. Существует опасность восприятия эксперимента как неудавшегося;
- компенсаторность: один эффект может компенсировать другой: два или несколько воздействий, проявляясь одновременно, могут скомпенсировать эффект, который вызывается иными событиями. Например, повышение субъективных оценок уровня удовлетворенности заработной платой при наличии дополнительных возможностей для творчества.
Организационно-правовые основы мониторинга в ОУ Положение о службе мониторинга (задачи, направления, содержание деятельности службы, права и обязанности членов, формы отчета, сроки предоставления) – утверждается на педсовете. Приказ о составе службы мониторинга на текущий учебный год. Объекты мониторинговой оценки зафиксированы в годовом плане, программе развития, образовательной программе.
Критерии эффективности мониторинга В.Г.Горб: информация этически выдержана и не нарушает личностных прав субъектов образовательного процесса информация способствует конкретизации личностных и групповых целей образовательной деятельности ДОУ корректно заданы норм и стандарты мониторинговой оценки информация помогает лучше оценивать уровень профессиональной подготовки и определять наиболее эффективные пути профессионального совершенствования педагогов информация мотивирует индивида к повышению своего профессионального уровня и стимулирует личностное саморазвитие
Критерии эффективности мониторинга В.Г.Горб: информация способствует конструктивному диалогу между участниками образовательной деятельности информация создает условия для рационального разрешения проблем, возникающих в профессиональной группе информация носит неагрессивный характер и в достаточной степени доступна всем субъектам образовательного процесса информация способствует повышению культуры общения информация помогает оценить качество реализации в образовательном процессе требований Государственного образовательного стандарта.
Технологическая карта мониторинга Нормативно-установочный этап Аналитико-диагностический этап Прогностический этап Деятельностно-технологический этап Промежуточно-диагностический этап Итогово-диагностический этап Научно-методический этап