УРОК ПО ТЕМЕ: «ИВАН ГРОЗНЫЙ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИ- КОВ И ПОТОМКОВ» УРОК ПО ТЕМЕ: «ИВАН ГРОЗНЫЙ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИ- КОВ И ПОТОМКОВ» Даргель Е.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Меню «Истинный владыка тот, кто владеет собой, над кем не властвуют страсти и кто всё покрывает любовью»
Advertisements

Автор: Мастерских Наталья Васильевна Тюменское президентское кадетское училище ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО.
ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО. Цель урока: Рассмотреть цели и причины, ход, итоги и последствия опричнины через анализ исторических документов и решения проблемных.
Иван Грозный глазами историков. Цели Выяснить отношение историков 19 века к царствованию Ивана Грозного Выяснить отношение историков 19 века к царствованию.
Внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина. Иван IV.
«Опричнина»- 1.От слова «опричь»- кроме остальной земли. 2. Первоначально означало долю вдовствующей княгине 3. Перераспределение земельных владений среди.
«СУДЬБА НАРОДА СОКРЫТА В ЕГО ИСТОРИИ» И.ИЛЬИН. СПОР О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРАВЛЕНИЯ ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ИДЕТ УЖЕ ПЯТЬ ВЕКОВ. НАЧАЛСЯ ОН ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ ГРОЗНОГО.
Презентацию к уроку подготовила преподаватель общественных дисциплин ГБОУ СПО « Унечский индустриальный техникум имени Героя России А. В. Рассказы» Головатюк.
«История в лицах. Реформы и реформаторы.» Руководитель: учитель истории Титова Л.В. Курс по выбору.
Проблемные вопросы: 1. Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины.
Формирование Сословно- представительной монархии.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
На какие периоды можно разделить время правления Ивана Грозного? Какие задачи ставил Иван Грозный, проводя реформы 50-х годов? Чем можно объяснить несоответствие,
Научные споры об опричнине Н.М.Карамзин Необузданный характер Ивана IV Грозного, патологические свойства его безнравственной души, склонной к разврату.
Муниципальное образовательное учреждение «Шумерлинская средняя общеобразовательная школа» Проектная работа «ИВАН ГРОЗНЫЙ – ЛИЧНОСТЬ И ЭПОХА» АВТОР: Михуткина.
Опричнина и её последствия
Государственный строй и реформы середины XVI в. Опричнина История Отечества 6 класс.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Опричнина Ивана Грозного. Задача работы: Показать причины введения опричнины, её сущность и последствия. Показать причины введения опричнины, её сущность.
«Не плакать, не смеяться, а понимать» (Спиноза, совет историку)
Транксрипт:

УРОК ПО ТЕМЕ: «ИВАН ГРОЗНЫЙ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИ- КОВ И ПОТОМКОВ» УРОК ПО ТЕМЕ: «ИВАН ГРОЗНЫЙ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИ- КОВ И ПОТОМКОВ» Даргель Е.В.

слова митрополита Филиппа «Истинный владыка тот, кто владеет собой, над кем не властвуют страсти, и кто все покрывает любовью».

Цели урока: *Рассмотреть личность и деятельность Ивана Грозного сквозь призму различных взглядов, привлечь внимание к спорным проблемам его царствования (опричнина); *Выяснить, как представлен образ Ивана IУ в литературе, живописи кинематографе; * Цели урока: *Рассмотреть личность и деятельность Ивана Грозного сквозь призму различных взглядов, привлечь внимание к спорным проблемам его царствования (опричнина); *Выяснить, как представлен образ Ивана IУ в литературе, живописи кинематографе; *Формировать личностное отношение учеников к эпохе

План урока: 1. Вступление. 2. Иван Грозный в отечественной историографии. 3.Иван Грозный в литературе. 4.Иван Грозный в живописи. 5. Иван Грозный в кинематографе. 6. Заключение.

«Характеристика исторического деятеля».Сведения о жизненном пути (происхождение, наиболее значимые факты биографии). Условия повлиявшие на формирование личности, взглядов, убеждений. Личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые), степень их соответствия задачам, которые решал исторический деятель. Жизненные принципы, идеалы, мотивы поведения. Способы действия, средства достижения цели. Соотнесенность целей исторического деятеля и интересов какой-либо социальной группы. Противоречия в деятельности личности. Роль личности в истории. Отношение ученика к историческому деятелю.

Н.М.Карамзин С.М.СоловьевВ.О.Ключевский «Было два Ивана: до 1560 г. герой добродетели и после 1560 г. неистовый кровопийца. Характер Ивана загадка для ума» «Боярские смуты научили Ивана не уважать жизни человеческой, применять меры жестокие, кровавые вместо духовных, нравственных» «Он поколебал основы порядка, заложенного нашими предками» Чем объяснить различия в них?

Н.И.Костомаров: «Личность эта принадлежит к разряду тех нервных натур, которых можно встретить везде. Главное их свойство быстрая смена впечатлений... Воображение у них сильнее рассудка. Эти люди бывают восприимчивы к злу и порокам, потому что для добра на практике всегда окажется необходимо терпение, которого у них не хватает. Горе, если такие личности получают неограниченную власть: возможность осуществлять образы, творимые воображением, доводит их до безумия». - В чем на ваш взгляд, состоит своеобразие этой оценки? - С каких позиций подходит Костомаров к личности Ивана IУ? - С каких позиций подходит Костомаров к личности Ивана IУ? - Какие слова в этой характеристике царя вы бы подчеркнули? - Какие слова в этой характеристике царя вы бы подчеркнули?

ОЦЕНКИ ОПРИЧНИНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Историки Цель опричнины Жертвы опричнины

ОЦЕНКИ ОПРИЧНИНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Историки Цель опричнины Жертвы опричнины С.Ф.Платонов Реформа, направленная на борьбу с боярским землевладением, феодальной аристократией и пережитками удельных времен. Попытка заменить правящий класс бояр новым классом дворянством. Бояре- княжата А.А.Зимин Борьба с пережитками политической децентрализации (особая роль церкви, независимые настроения в Новгороде, удел князя Владимира Старицкого) Бояре, рядовые дворяне, посадские люди, крестьяне Р.Г.Скрынни- ков Первая попытка утверждения в России самодержавной формы правления Старомосковское боярство, удельные князья В.Б. Кобрин, Л.К.Черепнин Два варианта дальнейшей централизации: 1)путь реформ (терапевтический), который наметился в деятельности Избранной рады; 2) ускоренный, репрессивный (хирургический) путь опричнины, приведший к установлению в России абсолютизма с чертами восточной деспотии Аристократия, дворянство, посадская верхушка, церковь Г. Штаден («Записки опричника») В опричнине абсолютно нет логики и смысла. Это прихоть полубезумного царя – тирана. Различные слои населения

1. Есть ли нечто общее между этими подходами? 2. Была ли альтернатива опричнине? З. Ивана Грозного сравнивали с солнцем: кто подходил близко обжигался, кто был далеко замерзал. Объясните эти слова, приведите примеры. 4. Как отвечали современники Ивана на вопрос: свободен ли человек и есть ли правда в государстве? 1. Есть ли нечто общее между этими подходами? 2. Была ли альтернатива опричнине? З. Ивана Грозного сравнивали с солнцем: кто подходил близко обжигался, кто был далеко замерзал. Объясните эти слова, приведите примеры. 4. Как отвечали современники Ивана на вопрос: свободен ли человек и есть ли правда в государстве?

Масштабность террора; Направленность террора: 1) пострадал тот, кто реально был или мог быть в оппозиции; 2) на плаху попадали и лояльные по отношению к режиму исполнители воли первых лиц государства; З) потом погибали и сами палачи. Масштабность террора; Направленность террора: 1) пострадал тот, кто реально был или мог быть в оппозиции; 2) на плаху попадали и лояльные по отношению к режиму исполнители воли первых лиц государства; З) потом погибали и сами палачи.

И.Рогожин: «Иван это зеркало, отражающее влияния самого противоречивого свойства».

«Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои рассеянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую Дорогу». В. О. Ключевский.