Дом, где прошли детские годы В.М. Шукшина (виртуальная экскурсия в с.Сростки) Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина
Мое детство трудное, Мое детство трудное, военное - прошло на Катуни, в Сростках, у подножия Алтайских гор. военное - прошло на Катуни, в Сростках, у подножия Алтайских гор. В.М. Шукшин "Еще раз выверяя свою жизнь"
Весь творческий путь В.М. Шукшина, все его достижения непосредственно связаны с его любовью к родной земле, к Сросткам. В одном из интервью он признавался: "Черт его знает, какой-то ненормальный я человек. Иногда так убиваюсь по родной стороне, что места себе не нахожу. Весь свет клином на Алтае сошелся, и самое яркое окошко - мои Сростки. Ностальгия... И чего бы, кажется, помнить? Военное лихолетье, холод да голод, безотцовщина, работа двужильная. А вот, поди ж, ты! Нет ничего милее родного края, и краше, и святее..." "Черт его знает, какой-то ненормальный я человек. Иногда так убиваюсь по родной стороне, что места себе не нахожу. Весь свет клином на Алтае сошелся, и самое яркое окошко - мои Сростки. Ностальгия... И чего бы, кажется, помнить? Военное лихолетье, холод да голод, безотцовщина, работа двужильная. А вот, поди ж, ты! Нет ничего милее родного края, и краше, и святее..."
Здесь, на Алтае, в Сростках, в доме на берегу Катуни по переулку Кооперативному 8, прошли детские и отроческие годы Шукшина. С этим домом связаны значительные периоды жизни В.М. Шукшина: учеба в школе, учеба в Бийском автомобильном техникуме, отъезд из дома в 1947 г., возвращение после службы на флоте в декабре 1952 г., получение аттестата зрелости, работа учителем вечерней школы рабочей молодежи, первая любовь, отъезд в Москву в июне 1954, сюда он приезжал на каникулы, обучаясь во ВГИКе. Здесь, на Алтае, в Сростках, в доме на берегу Катуни по переулку Кооперативному 8, прошли детские и отроческие годы Шукшина. С этим домом связаны значительные периоды жизни В.М. Шукшина: учеба в школе, учеба в Бийском автомобильном техникуме, отъезд из дома в 1947 г., возвращение после службы на флоте в декабре 1952 г., получение аттестата зрелости, работа учителем вечерней школы рабочей молодежи, первая любовь, отъезд в Москву в июне 1954, сюда он приезжал на каникулы, обучаясь во ВГИКе.
Дом этот был построен сростинским старожилом Иваном Васильевичем Пономаревым в 1908 г. По данным книг похозяйственного учета, в 1940 году семья Павла Куксина (отчима В.М.Шукшина)жила в Сростках по переулку Кооперативному 8. Куксина Мария Сергеевна - его жена, сиделка Сростинской больницы. Попова Наталья Макаровна - дочь, г.р., Попов Василий Макарович - сын, г.р. В хозяйстве имелась одна корова.
Обстановка в доме была немудреная. По воспоминаниям родственников эта обстановка воссоздана и представлена в музейной экспозиции. На кухне, слева от входной двери, стоит русская печь, справа - умывальник и вешалка. В правом углу - стол. Навесной шкаф с посудой - слева, в простенке у окна. Здесь же деревянная лавка со стоящим на ней корытцем и сечкой. В нем рубили грибы, капусту, мясо на пельмени. Обстановка в доме была немудреная. По воспоминаниям родственников эта обстановка воссоздана и представлена в музейной экспозиции. На кухне, слева от входной двери, стоит русская печь, справа - умывальник и вешалка. В правом углу - стол. Навесной шкаф с посудой - слева, в простенке у окна. Здесь же деревянная лавка со стоящим на ней корытцем и сечкой. В нем рубили грибы, капусту, мясо на пельмени.
Позднее русскую печь без подтопка перенесли в правый угол кухни. Задняя часть печи (лежанка) выходила в комнату более чем на метр.
В левом углу, под "шкапчиком", стоял бак с водой. Окно кухни выходило на усадьбу Л. Шестаковой, хозяйки второй половины дома. Вместо перегородки между половинами дома воссоздана филенчатая дверь, закрывающаяся наглухо.
Окна в доме покрашены белилами. На подоконниках стоит герань, любимые цветы Марии Сергеевны.
Слева у окна - швейная машина, посередине - стол (в длину), на нем - небольшое вертикальное зеркало
В горнице, справа у стены стоял деревянный диван, верх его поднимался, и туда складывали одежду. В представленной экспозиции дивана нет. Слева стоит железная кровать.
Из воспоминаний Н.М. Зиновьевой (сестры В.М.Шукшина): "Шла война, и начались для нас тяжелые времена. Голод и холод не покидали наш дом. Огород был маленький. Все было засажено картошкой, кукурузой и овощами. Ели жмых, сою, терли картошку и пекли оладьи - ландорики (тертая картошка с добавлением муки). Но у нас и муки-то не было. Мама шила, вышивала, ткала людям и себе, словом, что-то зарабатывала на картошку, муку, крупу. Меняли, что можно было еще поменять. Помню, последнее, что оставалось, это нитки мулине. Вася пошел с ними в Образцовку (шесть километров от Сросток) и на саночках привез маленькое ведерко (котелок) уже замерзшей картошки, но мы все равно ее терли и ели. Выпадали у нас и праздники, когда мы стряпали пельмени. Но это было редко. Была у нас телочка (в колхозе маме дали как премию). Мы ее вырастили, и корова Райка стала единственной нашей кормилицей".
Вход на веранду - со стороны огорода, 3-4 ступеньки вели в дом. Под крыльцом держали поросенка, кормили его, отодвигая одну из ступенек. Там же хранили дрова. Пес Борзя тоже жил под крылечком. Вход на веранду - со стороны огорода, 3-4 ступеньки вели в дом. Под крыльцом держали поросенка, кормили его, отодвигая одну из ступенек. Там же хранили дрова. Пес Борзя тоже жил под крылечком.
Во дворе три тропинки, одна из них ведет к дому, вторая - к сараю, который располагается слева от входных ворот, третья ведет к баньке, стоящей в глубине огорода. На крыше баньки всегда был стожок сена, лежа на котором лунными ночами, любил читать Вася. Топилась банька по-черному. Воду брали из колодца, который и сейчас стоит во дворе дома. Вода колодезная на редкость вкусная, холодная!
Позднее Шукшин напишет целый цикл рассказов "Из детских лет Ивана Попова". В них он расскажет о своем нелегком военном детстве, которое и обусловило его нравственные ценности, неповторимый мир Шукшина. В.М. Шукшин с матерью и племянницей Надей во дворе (1966г.).
В 1947 году В.М.Шукшин уехал из Сросток. "Больно вспоминать. Мне шел семнадцатый год, когда я ранним утром, по весне, уходил из дома. Мне еще хотелось разбежаться и прокатиться на ногах по светлому, как стеклышко, ледку, а надо было уходить в огромную, неведомую жизнь, где ни одного человека, родного или знакомого. Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село, перекрестила на дорогу, села на землю и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть матери на голодных детей. Еще там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушел".
В этот дом вернулся Василий Макарович в декабре 1952 года из армии и жил до отъезда в Москву в июне 1954 года, вел переписку с Наташей, бывшими сослуживцами, друзьями, работал в вечерней школе рабочей молодежи. В этот дом вернулся Василий Макарович в декабре 1952 года из армии и жил до отъезда в Москву в июне 1954 года, вел переписку с Наташей, бывшими сослуживцами, друзьями, работал в вечерней школе рабочей молодежи.
И когда писатель купил матери добротный дом, все равно не упускал случая пройти мимо отчего крова. В январе 2002 года дом был приобретен музеем. В июле в мемориальной части дома открыта выставка "Далекие зимние вечера", где представлены личные вещи, фотографии и письма из архива матери, считавшиеся утерянными.
Материалы выставки