Подавляющее большинство дошедших до нас картин Вермера представляют собой жанровые зарисовки. Сюжеты их типичны : небольшая часть комнаты, женщины, погруженные в те или иные занятия : чтение и написание любовных писем, рассматривание драгоценностей, музицирование, общение с кавалерами и т. п. Хотя Вермер не написал ни одного натюрморта как законченной картины, он причислен к лучшим мастерам этого жанра. Дошедшие до нас два пейзажа Вермера утвердили за художником славу непревзойденного мастера пейзажной живописи. Ярко индивидуальное искусство Вермера не было оценено современниками и надолго забылось. Интерес к нему возродился лишь в XIX в Этот художник обладал поразительно зорким глазом филигранной и техникой. Он уделял огромное внимание передаче световоздушной среды.
Ян Вермер ( Вермеер ) Делфтский родился в 1632 году в голландском городе Делфте в семье состоятельного коммерсанта. Вероятно, живописи учился у известного художника К. Фабрициуса. В 1653 году молодой художник был принят в гильдию Св. Луки, с 1662 по 1671 гг. занимал должность старшины цеха. Дважды становился президентом гильдии. Ранние произведения Вермера (« Христос у Марфы и Марии », 1655, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург ) принадлежат еще европейскому репертуару того времени и нехарактерны для творчества художника в целом
Служанка с кувшином молока, 1660 Картина поражает зрителя прежде всего своей композиционной простотой. Вермеер очерчивает силуэт женщины на фоне голой серовато - белой стены, одинокая женская фигура, овеянная светом и воздухом.. На мой взгляд художник уделяет внимание душевное состояние служанки. Естественность и живая выразительность композиции, Тщательная выписанность деталей воссоздающая фактурное богатство предметного мира, тонкое использование естественного освещения.
В Е ГГ. ТВОРЧЕСТВО ВЕРМЕРА СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫМ И ИЗЫСКАННЫМ. ХУДОЖНИК ЧАСТО ИЗОБРАЖАЕТ УЮТНЫЕ, БОГАТО ОБСТАВЛЕННЫЕ КОМНАТЫ, ГДЕ НАРЯДНЫЕ ДАМЫ ЧИТАЮТ И ПИШУТ ЛЮБОВНЫЕ ПИСЬМА (« ДЕВУШКА В ГОЛУБОМ, ЧИТАЮЩАЯ ПИСЬМО », « ДАМА, ПИШУЩАЯ ПИСЬМО »),
Хотя Вермер не написал ни одного натюрморта как законченной картины, он причислен к лучшим мастерам этого жанра. Создавая свои произведения, художник органично вплетал в них натюрморты : блюдо с фруктами, кувшин и скомканная салфетка (« Спящая девушка ») 1657 г. Спящая девушка
« Девушка с письмом » ( конец х ) Образ спокойной молодой женщины, погруженной в чтение письма, неразрывно связан с состоянием тишины и покоя, воплощёнными в картине. Вермеер заливает весь интерьер комнаты холодным дневным светом. Он чётко моделирует объёмы предметов.
ВИД ГОРОДА ДЕЛФТА, УЛОЧКА ДЕЛФТА, 1658