Методические рекомендации о внедрении инновационных педагогических технологий в образовательную область «Технология» Автор презентации: учитель технологии МОУ СОШ 1 Туркменского района Ставропольского края Топчиева Л.К г.
Обновление содержания общего образования « Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности».
В мировой образовательной практике компетентность: объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; в понятии компетентности заложена идеология интерпритации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); ключевая компетентность обладает интегративной природой, так как она вбирает в себя ряд однородных или близкородных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой, социальной и др.); компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.
В структуре ключевых компетентностей должны быть представлены: компетентность в сфере самостоятельной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и прочее); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Исходя из поставленных целей, школа должна способствовать решению следующих методических задач: формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации; формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ; формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся; формировать навыки работы в команде; развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить; формировать навыки самоконтроля.
Новые педагогические технологии Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются личностно- ориентированные технологии обучения это: обучение в сотрудничестве; метод проектов; разноуровневое обучение; «Портфель ученика»; индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Технология «Обучение в сотрудничестве» «Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.»
Технология «Портфель ученика» «Портфель ученика» - это инструмент самооценки собственного познавательно- го творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика.
Метод проектов В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Программа Intel «Обучение для будущего» Заметным явлением для российского образования стала образовательная программа Intel «Обучение для будущего». Эта образовательная программа предусматривает широкое применение компьютеров. Важным элементом учебного процесса являются презентации.
Курс Intel «Обучение для будущего» базирует- ся на четырех основных педагогических идеях: 1. Коллективной учебно-исследовательской деятельности учащихся (методе учебных проектов); 2. Использовании современных программных средств, Интернета для создания материалов проектов, поиска и представления информации; 3. Коллективного обсуждения и оценивания материалов проектов на основе заранее определенных критериев оценки; 4. Создании примеров материалов проектов учителями от лица учащихся.