Автор: Климович С.М., педагог-психолог, МОУ СОШ 3, 2008.
выявить особенности детско-родительских отношений в семье учащихся 7 – 9 классов СОШ 3; провести сравнительный анализ родительского отношения по результатам, полученным по двум методикам.
1. Тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Цель: в ыявляет особенности детско- родительских отношений в семье. 2. Опросник «подростки о родителях» (Р.В.Овчарова, М.О.Ермихина). Цель: п омогает изучать установки, поведение и тактику воспитания родителей так, как это видят и понимают их дети в подро стковом возрасте.
«Принятие – отвержение» Шкала отражает эмоциональное отношение к ребенку. «Кооперация» Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается помочь ему, сочувствует и доверяет ребенку. «Симбиоз» Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Насколько близко являются детско-родительские отношения. «Авторитарность» Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. «Маленький неудачник» Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.
Требуют от ребенка безоговорочного послушания, навязывают свою волю, за проявления своеволия ребенка наказывают
Не доверяют своему ребенку, но одновременно принимают его таким, какой есть (дополнительные ответы детей)
В семьях преобладают позитивные, положительно-эмоциональные отношения между родителями и детьми. Но вместе с тем в этих же семьях присутствует авторитарный стиль воспитания, где родители требуют от ребенка безоговорочного послушания, навязывают свою волю, наказывают.