Открытый урок по химии в 9 классе Тема урока: Подготовила Тюленева С.А. учитель химии -2010г-
Проблемно-поисковый метод урока Цели урока: Закрепить знания учащихся о строении атома и молекулы азота; Изучить физические и химические свойства вещества; Развивать исторические познания в области открытия химических элементов; Раскрыть роль азота в жизни человека и растений, а также в промышленности; Повышать заинтересованность учеников и активизировать имеющиеся у них знания.
? Шотландский ученый Даниэль Резерфорд доказал, что в воздухе содержится газ, не поддерживающий горение и дыхание, т.е. воздух, по его мнению, пропитан флогистоном. Как вы объясните этот факт?
План урока: 1. История открытия азота 2. Азот в природе. Физические свойства. 3. Строение атома и молекулы. 4. Химические свойства. 5. Области применения азота. 6. Круговорот азота в природе. 7. Синквэйн.
История открытия азота ? Почему газ был назван азотом? ? Когда был открыт азот? ? Кем был открыт азот? ? Что означает слово «азот»?
Вывод В 1772г. азот (под названием «испорченный воздух» описал Д. Резерфорд) В 1777г. азот был получен Г.Кавендишем Название «азот» предложено в 1787г. А. Лавуазье (от греч. а-отрицание и zoos-жизнь)
Азот в природе. Физические свойства ? Почему азот назвали «безжизненным газом»? ? Где встречается азот? ? Есть ли он в атмосфере? ? Есть ли он в литосфере? ? Есть ли он в биосфере? ? Какими физическими свойствами обладает?
Азот в природе В атмосфере – 78% по объему. В литосфере – в составе нитратов почвы. В биосфере – в составе молекул белков. Физические свойства Азот – газ без цвета, запаха и вкуса, немного легче воздуха. Не поддерживает горение и дыхание. Малорастворим в воде и органических растворителях. t кип = -196°C; t пл. -210° C
Строение атома и молекулы ? Почему азот – довольно инертный газ? ? Каково положение химического элемента в Периодической системе? ? Какова электронная конфигурация атома? ? Каковы возможные степени окисления азота? ? Сколько химических связей может образовывать атом азота? ? Какая химическая связь в атоме азота?
Строение молекулы азота Молекулярная формула N 2 Структурная формула N N Связь ковалентная неполярная
Химические свойства азота ? С какими веществами реагирует азот? ? Каково отношение азота к металлам? ? Каково отношение азота к водороду? ? Каково отношение азота к кислороду? ? Какие свойства: окислительные или восстановительные – проявляет азот?
Вывод При взаимодействии с металлами и водородом азот является окислителем. При взаимодействии с кислородом азот является восстановителем.
Области применения азота ? Назовите области применения азота на основании его свойств ? Как используют низкую химическую активность азота? ? Какие из реакций, характеризующих химические свойства азота, имеют промышленное значение? ? Для чего осуществляют промышленное связывание атмосферного азота?
Области применения азота Свободный азот применяют во многих отраслях промышленности: как инертную среду в химических и металлургических процессах; для заполнения свободного пространства в ртутных термометрах; жидкий азот применяют в холодильных установках; большое количество азота идет на синтез аммиака, из которого получают азотную кислоту, минеральные удобрения (мочевину, сульфаты и фосфаты аммония).
Применение азота Производство аммиака Холодильные установки, производство удобрений, в медицине, в быту (нашатырный спирт)
Круговорот азота в природе ? Как осуществляется круговорот азота? ? Как происходит фиксация атмосферного азота? ? В каких соединениях встречается азот в природе?
Круговорот азота в природе
Химические процессы в природе N 2 + O 2 2NO - Q 2NO + O 2 2NO 2 4NO 2 + O 2 + 2H 2 O = 4HNO 3 2NO 2 +H 2 O = HNO 2 + HNO 3
Азот – жизненно важный элемент Основная часть молекулярного азота фиксируется биотическим путем (клубеньковые бактерии бобовых растений, сине-зеленые водоросли и др.) Азот в виде аммиака и соединений аммония окисляется до нитратов и нитритов (хорошо растворимых в воде). Затем попадают в Мировой океан, разлагаются и азот выделяется в атмосферу. Все основные части клеток тканей организма построены из белковых молекул, в состав которых входит азот.
Закрепление изученного материала Заполните схему «Азот» Синквэйн - это пятистрочное нерифмованное стихотворение, которое требует синтеза информации в кратких выражениях Название темы - одно существительное. Описание темы – два прилагательных. Описание действия – три глагола. Отношение к теме – четыре слова. Суть темы – одно слово.
Синквэйн Азот. Бесцветный и жизненно важный Не поддерживает горение и дыхание, инертный Аммиак, азотная кислота, минеральные удобрения Азот – жизнь! Домашнее задание: § 24, 2
Урок закончен!