Новая политика ЕС в отношении химических веществ. Действия российских экспортеров. Департамент торговых переговоров Министерства экономического развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новая политика ЕС в отношении химических веществ. Действия российских экспортеров. Департамент торговых переговоров Министерства экономического развития.
Advertisements

REACH - новый eвропейский Регламент.
Практические аспекты подготовки предприятий в рамках регламента REACH.
О проекте технического регламента Таможенного союза «О безопасности химической продукции» Потапкин В.А. Москва, 26 мая 2011 г.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
«Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности.
Меры защиты внутреннего рынка и доступ на внешние рынки Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности и Департамент торговых переговоров.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства II.
Основные положения Таможенного кодекса таможенного союза Таможенная служба Республики Казахстан Брюссель, 25 января 2010 года.
Тема 3 Правовая и нормативная база информационного обеспечения.
Организация приёма в первый класс 2 марта 2013 года.
Формирование таможенного союза Белоруссия, Казахстан, Россия: последствия для торгово- экономических связей с зарубежными странами.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Изменения нормативно-правового регулирования в части регистрации медицинских изделий Суханова Мария.
О мерах по обеспечению ветеринарной и фитосанитарной безопасности на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства Директор Департамента.
Декабрь 2011 года Переход на межведомственное взаимодействие при предоставлении услуг как приоритетная задача органов местного самоуправления Негородов.
1 «Европейская практика в области производства, регулирования и использования химических веществ REACH» Докладчик: Кукушкин И.Г., исполнительный директор.
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Н. Л. ЗУБИК ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Система информационного эколого- токсикологического мониторинга оборота химических веществ.
ВНИИС VNIIS1 РЕЖИМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ С УЧЕТОМ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.
Транксрипт:

Новая политика ЕС в отношении химических веществ. Действия российских экспортеров. Департамент торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации

2 Хронология появления новой химической политики в ЕС 1992 – под эгидой ООН представителями стран мира, в том числе и России, было принято решение о необходимости разработки законодательства, регулирующего оборот химических веществ; 1998 – неформальный саммит ЕС в Честере по защите окружающей среды: необходимость проведения новой химической политики ЕС; 2000 – начало разработки новой химической политики ЕС; 2001 – Белая книга ЕС; 2006 – регламент ЕС в отношении регистрации, оценки и авторизации химический веществ 1907/2006.

3 Что такое REACH CH AER Authorization Разрешение Registration Регистрация Evaluation Оценка Chemicals Химические вещества

4 Основные стадии системы REACH АВТОРИЗАЦИЯ Цель - контроль рынка опасных химических веществ и постепенная их замена на безопасные аналоги. ОЦЕНКА Цель– выделить вещества с повышенной степенью риска для окружающей среды и здоровья человека и провести дополнительные испытания РЕГИСТРАЦИЯ Цель – получить информацию обо всех веществах, находящихся в обращении на рынке ЕС и предоставить ее в распоряжение пользователей этих веществ.

5 Что такое регламент REACH наднациональный нормативно-правовой акт ЕС обязательного действия в странах-членах ЕС, заменивший собой более 40 нормативно-правовых актов в ЕС Состоит из: 15 частей (фиксация обязательств сторон в рамках регистрации, оценки и авторизации химических веществ) 17 приложений

6 Общий принцип применения системы REACH Статья 5 Регламента ЕС 1907/2006 «нет информации о химическом веществе – нет рынка для этого химического вещества в странах-членах ЕС» Ответственность за сбор такой информации лежит на промышленности.

7 Где будет применяться система REACH? Страны – члены ЕС – 27 + Норвегия, Исландия и Лихтенштейн

8 Субъекты действия REACH Ассоциации в ЕС Потребители в ЕС «Третья сторона» Third party – лицо, которое может назначить производитель в ЕС, импортер или потребитель с целью привлечения его к некоторым процедурам по выполнению требований REACH с целью участия в дискуссиях с другими производителями, импортерами или потребителями.

9 ЕВРОПЕЙСКОЕХИМИЧЕСКОЕАГЕНТСТВО (ECHA)

10 Европейское химическое агентство работает с 1 июня 2007 г. в г. Хельсинки (Финляндия) в настоящее время штат составляет 100 чел, к 2010 г. будет увеличен до 400 чел. основные функции: разработка и выполнение технических, научных и административных аспектов системы REACH; отслеживание оборота потенциально опасных химических веществ; управление информационными активами агентства; предоставление информации странам-членам ЕС и заинтересованным сторонам о химических веществах.

11 Структура Европейского химического агентства Руководство Исполнительный директор Секретариат Комитет стран-членов ЕС Комитет по оценке риска Форум стран-членов ЕС Апелляционный совет Комитет по социально- экономическому анализу

12 Классификация документов по системе REACH Регламент ЕС 1907/2006 от 18 декабря 2006 г. Технические Руководства (RIPs) По выполнению: для промышленности - для органов власти По методикам Навигатор Образцы документов

13

14 Технические руководства по выполнению требований REACH для промышленности Техническое руководство по регистрации Техническое руководство по предварительной регистрации Техническое руководство по совместному использованию данных Техническое руководство для посредников Техническое руководство для мономеров и полимеров Техническое руководство по научным исследованиям товаров и процессов Техническое руководство по классификации и маркировке Техническое руководство по веществам в изделиях Техническое руководство для потребителей Техническое руководство по подготовке заявления на авторизацию химических веществ

15 Технические руководства по используемым методикам Техническое руководство по идентификации и наименованию вещества Техническое руководство по определению соответствия положениям нового законодательства по классификации, упаковке и маркировке Техническое руководство по подготовке отчета о Химической безопасности Техническое руководство по требованиям к обращению с информацией Техническое руководство по выполнению социально-экономического анализа Техническое регулирования по оценке химических веществ Техническое регулирование по международной единой информационной базе данных по химикатам

16 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ REACH

17 Химические вещества как сами по себе, так в смесях или в изделиях, производимые либо импортируемые в страны-члены ЕС в объеме более 1 тонны. Правила регистрации химических веществ в разных состояниях отличаются. Подсказка: Определить, подпадает ли вещество под REACH можно через использование системы Навигатор на сайте ЕХА.

18 Что такое химическое вещество? Под химическим веществом понимается химический элемент или его смеси в естественном состоянии или полученные в результате производства, включая примеси, включенные в состав вещества с целью сохранения его стабильности, и примеси, полученные в процессе производства, но исключая растворители, которые могут быть удалены из вещества без нарушения его структуры. Конечный продукт под действие регламента не подпадает, однако, все химические вещества, находящиеся в его составе должны быть зарегистрированы. Кроме того, если в процессе эксплуатации изделие может выделять какие-либо вещества, то они тоже должны быть зарегистрированы.

19 Пример по распределению обязательств по регистрации химических веществ между участниками А В АВ CD ABCD ЕС-27Вне ЕС-27

20 Условия регистрации химических веществ Химические вещества сами по себе либо в смесях (статья 6 регламента REACH) подлежат регистрации в том случае, если: 1) Объем ежегодного производства или импорта каждого химического вещества, входящего в состав смеси, равен либо превышает 1 тонну. Химические вещества в изделиях (статья 7 регламента REACH) подлежат регистрации в том случае, если: 1) Вещество присутствует в изделии в объеме более 1 тонны в год; 2) Вещество может выделяться из изделия при нормальных или объективно предвиденных условиях использования. Кроме того, в том случае если изделие содержит вещество, классифицированное как потенциально опасное, то оно должно быть нотифицировано в ЕХА в следующих случаях: 1) Вещество содержится в изделии в объеме превышающем 1 тонну в год; 2) Концентрация вещества в изделии составляет более 0,1 % по весу этого изделия. Полимеры (статья 6 регламента REACH) не регистрируются, но мономеры, входящие в состав полимера должны быть зарегистрированы, если: 1) Ежегодный объем импорта или производства мономера составляет более 1 тонны; 2) Концентрация мономера в полимере более 2 % по весу полимера.

21 Исключения из системы REACH Радиоактивные вещества; Вещества в отходах; Вещества в продукции под таможенным контролем; Неизолированные промежуточные соединения; Вещества в продукции, находящейся в режиме транзита; Вещества в продукции, используемой в целях обороны; Вещества, производимые либо импортируемые в количестве менее 1 тонны.

22 Исключения отдельных веществ из под регистрации в рамках системы REACH (1) Вещества, используемые в продуктах питания и кормах для животных; Вещества, используемые в медицинских товары; Вещества в реимпортируемых товарах (если они были зарегистрированы до их экспорта из ЕС; Вещества в отходах; Полимеры (за исключением мономеров); Вещества для НИОКР ; Вещества, содержащиеся в приложении IV к регламенту ЕС 1907/2006 (68 веществ в отношении которых имеется достаточная информация, подтверждающая их использование с наименьшим риском для здоровья, к 1 июня список будет обновлен); Вещества, содержащиеся в приложении V к регламенту ЕС 1907/2006 (9 категорий веществ, однако возможно их участие в процедурах оценки и разрешения).

23 Исключения отдельных веществ из под регистрации в рамках системы REACH (2) Вещества, в приложении V к регламенту ЕС 1907/2006: Вещества, возникающие в результате химической реакции с окружающей средой, в результате хранения других веществ или при их эксплуатации в том случае, если они самостоятельно не были произведены и размещены на рынке. Природные минералы и руды в том случае, если они не подвергаются химическим превращениям (переработка ручным, механическим или гравитационным способами не требует их регистрации) Какие это вещества? Минералы, руды, рудные концентраты, цементный клинкер, природный газ, технологический газ, сырая нефть, каменный уголь, кокс и прочие химические вещества без химических превращений и в том случае, если они не подпадают под действие Директивы ЕС 67/546/EEC.

24 Химические вещества, зарегистрированные априори Вещества, содержащиеся в биоцидах (приложение I к директиве 98/8/EC (для этих веществ необходимо получение разрешения на использование)),регламент 2032/2003 (вещества, информация о которых имеется по состоянию на 14 мая 2000 года); Вещества, содержащиеся в средствах по защите растений (приложение I к директиве 91/414/EC (для этих веществ необходимо будет получение разрешения на использование), регламенты 3600/92, 703/2001, 1490/2002, решение 2003/565/ЕС); Вещества, классифицированные как потенциально опасные вещества и содержащиеся в приложениях к директиве 67/548/ЕЕС.

25 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯРЕГИСТРАЦИЯ

26 1 этап реализации системы REACH ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ что это такое? направление информации в ЕХА в отношении химических веществ, производимых или импортируемых предприятием. цель? возможность воспользоваться переходным периодом по регистрации химических веществ - продление сроков их регистрации кто участвует? производитель в странах- членах ЕС, импортер или единственный представитель экспортера

27 Сроки проведения предварительной регистрации с 1 июня 2008 года по 1 декабря 2008 года включительно

28 единственный представитель импортер Как регистрировать химические вещества предприятиям - экспортерам юридическое или физическое лицо, о назначении которого должны быть уведомлены все потребители химических веществ 1 вариант 2 вариант В случае назначения такого представителя импортер становиться потребителем Может представлять одну или несколько компаний – экспортеров (регистрация этих компаний осуществляется раздельно) Обязанности: 1) регистрация химических веществ в объемах, поставляемыми экспортерами на рынок ЕС по принципу одно вещество – одно досье; 2) выполнение требований системы REACH. Договорные отношения

29 Ваши действия на стадии предварительной регистрации Шаг 1. Определение вида продукции, которое экспортирует Ваше предприятие в ЕС (химические вещества сами по себе, в смесях или в изделиях). Шаг 2. Выявление подлежащих регистрации химических веществ в составе экспортируемой Вашим предприятием продукции. Шаг 3. Определение объемов импорта этих веществ на территорию ЕС и их классификация с присвоением номера CAS, EINECS и пр; Шаг 4. Определение посредника (импортер/единственный представитель) в отношениях между Вашим предприятием и ЕХА - договор должен включать в себя разделы конфиденциальности, регистрационных платежей и права собственности на регистрационное досье; Шаг 5. Оказание помощи в составлении досье единственному представителю и направление его в ЕХА через посредника (импортер/единственный представитель).

30 Содержание информации, направляемой в ЕХА в рамках предварительной регистрации - наименование химического вещества в соответствии с Международным союзом чистой и прикладной химии, его классификация на основе EINECS или ELINCS, номер CAS (химической реферативной службы), информация о молекулярной структуре и степени чистоты ; - контактные данные предприятия, импортера, единственного представителя; - предполагаемый срок окончания регистрации и объемы производства/импорта; - наименование химических веществ, в отношении которых имеется доступная информация по испытаниям, результаты которых можно распространить на данное химическое вещество; - согласие на ведущую роль в конференции по химическому веществу.

31 Как направить информацию в ЕХА?

32 Что делать, если Вы не прошли стадию предварительной регистрации Вы только начали поставлять продукцию после г. продление срока регистрации, НО ОБЯЗАНЫ пройти стадию предварительной регистрации в течение 6 месяцев после выпуска первой партии продукции или первой импортной поставки и НЕ ПОЗДНЕЕ 12 месяцев до окончания регистрации химического вещества Вы отказались от участия в предварительной регистрации ОБЯЗАНЫ предъявить регистрационное досье на химическое вещество по первому требованию потребителя при экспорте продукции в страны-члены ЕС без возможности использования переходного периода

33 РЕГИСТРАЦИЯХИМИЧЕСКИХВЕЩЕСТВ

34 2 режима регистрации С переходным периодом (для веществ, существующих на рынке ЕС по состоянию на 1 июня 2007 г); Без переходного периода (для новых веществ, появившихся на рынке ЕС после 1 июня 2007 г.)

35 Для каких веществ применяется переходный режим регистрации Те, которые уже производились или импортировались на территорию ЕС до 1 июня 2007 г и не были нотифицированы в соответствием положениями директивы 67/548/ЕЕС. Вещества, существующие по состоянию с 1 января 1971г. по 18 сентября 1981 г. составляют Европейский реестр существующих коммерческих химических веществ (EINECS); Вещества, появившиеся после 18 сентября 1981 года, составляют Перечень новых химических веществ (ELINCS); Полимеры исключены из этих перечней и регулируются отдельным законодательством ЕС – Директивой 67/548/EEC (NLP-list) Все эти вещества находятся в Обобщенном европейском реестре на сайте Впоследствии список химических веществ будет перенесен на сайт ЕХА. Они должны быть нотифицированы в рамках предварительной регистрации.

36 Что делать, если химическое вещество появилось на рынке ЕС после 1 июня 2007 года? В соответствии с директивой ЕС 67/548/ЕЕС в случае, если появляется новое вещество производимое в количестве от 10 кг и более в год, должно быть подготовлено регистрационное досье в соответствии с приложением VII регламента REACH и направлено в уполномоченные органы импортера. Досье должно быть готово к 1 июня 2008 г. (через 12 месяцев после вступления регламента REACH в силу) или до поступления вещества на рынок.

37 Подсчет объемов экспорта химического вещества в ЕС в целях его регистрации Основа – среднегодовой объем, рассчитанный на основе трех предшествующих регистрации лет ( гг.) с корректировкой на объем веществ, которые не требуют регистрации. Пример: Используется в составе продукции, не подлежащей регистрации

38 Сроки регистрации химических веществ 01/06/ /06/ /12/ /11/201031/05/201331/05/2018

39 Результат выполнения требований к регистрации химических веществ техническое досье (информация о предприятии-изготовителе, о химическом веществе, его производстве и использовании, классификация в системе СГС, рекомендации по использованию, наличие тестов, маркировка и т.п. Кроме того, информация о веществе должна включить в себя физико-химическую, токсилогическую и эко-токсилогическую составляющие проведенных испытаний), отчет о химической безопасности, составленный в соответствии с приложением I к регламенту REACH для всех химических веществ, производимых или импортируемых в количестве от 10 тонн и выше. Отчет состоит из оценки рисков для здоровья человека, окружающей среды, физико-химической, биологической и токсической составляющих проведенных испытаний. В случае если в соответствиями с критериями директивы 67/548/ЕЕС вещество может быть характеризовано как потенциально опасное, то тогда для него предусмотрены дополнительные испытания, как то оценка экспозиции и характеристики рисков. В зависимости от объема производства или импорта химического вещества информация, необходимая для регистрации поставляется в следующем виде (порядок требуемой информации увеличивается в зависимости от увеличения объемов производства): - объем производства от 10 до 100 тонн в год - в соответствии с приложением VIII; - объем производства от 100 до 1000 тонн в год – приложение IX; - объем производства от 1000 и больше – приложение X. При подготовке документов используется система IUCLID (международная единообразная база данных по химическим веществам).

40 1 этап регистрации. 1 января 2009 г. ЕХА опубликует на сайте список зарегистрированных веществ; Потребители таких химических веществ могут проинформировать агентство о желании принять участие в конференции, ЕХА опубликует их координаты на сайте.

41 2 этап регистрации - совместное использование данных Цель – объединить лиц, регистрирующих одинаковые химические вещества, и избежать «лишних» испытаний по одним и тем же веществам, а также договориться об их маркировке и упаковке. импортер единственный представитель – координатор конференции производитель Конференция по обмену информацией о химическом веществе (SIEF) желание принять участие в SIEF должно быть обозначено на стадии предварительной регистрации Если информация в рамках конференции признается каким-либо участником коммерчески чувствительной, составляется договор о ее конфиденциальности Найти партнеров по конференции Можно будет после составления Списков веществ по результатам предварительной регистрации (сайт ЕХА 1 января 2009 г.) Консорциумы (центр REACH при CEFIC В рамках одной конференции их может быть несколько

42 Порядок предоставления информации по химическим веществам Совместная информация : - классификация вещества, его маркировка и результаты исследования. Индивидуальная информация (может быть конфиденциальной): - наименование и контактная информация об импортере, единственном представителе, - наименование химического вещества; - информация о производстве и использовании вещества; - информация о веществах, производимых в объеме от 1 до 10 тонн. Вся остальная информация предоставляется индивидуально или совместно по желанию лиц, регистрирующих химическое вещество.

43 Условия тестирования химических веществ Основа тестирования: Руководства по тестированию ОЭСР и при их отсутствии Руководства ЕС За аккредитацию лабораторий по принципам GLP отвечают компетентные органы стран- членов ЕС. Список лабораторий находится на сайте на странице DG Enterprise and Industry Лаборатории, аккредитованные в соответствии с принципами GLP ОЭСР Порядок тестирования одобрен 31 октября 2007 года на основе приложения V Директивы 67/548/ЕЕС

44 ОЦЕНКАХИМИЧЕСКОГОВЕЩЕСТВА

45 Что такое оценка химического вещества? Цель – выявление химических веществ с повышенной степенью риска для окружающей среды и проведение дополнительных испытаний. Вещества выбираются ЕХА на основе информации, полученной на стадии регистрации. Критерии выбора: информация о рисках, экспозиции веществ и их совокупных объемов присутствия на рынке ЕС. Срок подготовки плана проведения оценки химических веществ ЕС – г.

46 Прохождение процедуры оценки химического вещества Оценка досье Оценка вещества Задача Европейского химического агентства Функции национальных органов стран-членов ЕС, подотчетных ЕХА Предложения о тестировании Проверка на соответствие требованиям Выяснение потенциальных рисков Решение о предоставлении дополнительной информации

47 АВТОРИЗАЦИЯХИМИЧЕСКИХВЕЩЕСТВ

48 Что такое авторизация химического вещества? контроль рынка опасных химических веществ и постепенная их замена на безопасные аналоги

49 Область применения авторизации Список опубликован 1 августа 2009 г. Обратить внимание на: Химические вещества, классифицированные в соответствии с директивой 67/548/ЕЕС как канцерогенные, мутагенные (1 и 2 класса), токсичные для репродуктивной системы, способные к накоплению, а также соответствующие критериям приложения XIII к регламенту REACH

50 Процедура введения запретов и ограни- чений на оборот химических веществ Предложения по запрещению или ограничению может быть сделано ЕХА или национальным органов страны – члена ЕС. Решение о введении запрета или ограничения оборота химического вещества принимаются Комиссией ЕС и включается в приложение к регламенту REACH. Ныне действующие запреты и ограничения переносятся в существующем виде в приложение об ограничениях.

51 Права и обязанности сторон при проведения авторизации Комиссия ЕС Определяет порядок выдачи разрешения на строго ограниченный срок конкретному предприятию; Выдает такие разрешения; Имеет право аннулировать его при наличии убедительных доказательств их высокой опасности; Если вещество находится в приложении к регламенту 850/2004, то его оборот на территории ЕС запрещен. Предприятие Направляет просьбу о выдаче разрешения в ЕХА; ЕХА принимает предварительное решение о выдаче такого разрешения и направляет его в страны – члены ЕС и Комиссию ЕС для окончательного решения; 3 месяца отводится на окончательное решение, после чего оно публикуется в официальном журнале ЕС; При получении такого разрешения отчитывается в ЕХА о каждой стадии его использования.

52 Позиция Минэкономразвития России Мониторинг реализации системы REACH в странах – членах ЕС; Анализ ее соответствия международным нормам и правилам; Координация позиции по отдельным вопросам с заинтересованными странами; Диалог с Комиссией ЕС и ЕХА по вопросам, затрагивающим интересы российских производителей; Сотрудничество с российскими экспортерами.

53 Ваши возможные действия при появлении барьеров на внешних рынках 1. Собрать максимально подробную информацию о барьере; 2. Обратиться в Департамент торговых переговоров Минэкономразвития России

54 Схема взаимодействия предпринимателей и госструктур при возникновении торговых барьеров на пути доступа российских товаров на рынки иностранных государств Российский предпринима- тель Российское правитель- ство Правительство иностранного государства консультант ы Консультан- ты Иностранный производитель Российский товар ба рь ер Межправ- комиссия суд Торгпредство иностранного государства в РФ границаграница Минэкономраз- вития России Встречи на высшем уровне Торгпред- ство РФ в иностранном государстве

55 Если у Вашей компании появились проблемы с доступом продукции на рынок ЕС Департамент торговых переговоров Минэкономразвития России Директор Департамента Медведков Максим Юрьевич Тел. +7 (495) ; факс +7 (495) Тел. +7 (495) ; факс +7 (495) Начальник отдела доступа на внешние рынки Никишина Вероника Олеговна Тел. +7 (495) ; факс +7 (495) Сайт в Интернете –