Школьная оценка: сегодня и завтра. Педагогический Совет ноябрь 2010 г.
Основные функции: Определение соответствия поставленных перед учеником целей и достигнутых результатов в их динамике. Выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы. Определение качества работы учителя по уровню успешности его учеников. Создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации ребенка к успешной деятельности.
Можно ли обойтись без оценок? Нет: - оценка –стимул к обучению; - не научить адекватно оценивать свои знания; - снизится мотивация к учению; - человек должен знать, что его оценивают; - субъективный обобщающий критерий; - позволяет сравнивать свои успехи с успехами других; - в оценках заинтересованы и родители, и дети, и учителя Можно: - но сложно, невольно уходишь от традиционной системы - но система оценки должна быть
Как поступить, если ученик не согласен с отметкой? объясняю в личной беседе с учеником; объясняю критерии оценки; объясняю свою позицию и даю возможность исправить; спрашиваю повторно; выслушиваю мнение ученика; разбираем совместно задание; предлагаю другой вид работы, чтобы ученик смог доказать, что его знания соответствуют более высокой отметке
Можно ли влиять на учебную мотивацию? Да, потому что: любая работа должна быть оценена; ребенок либо старается, либо опускает руки; влияет на настроение, вселяет веру в себя; вызывает желание получить лучшую; учеба это труд, а труд должен быть оценен понимание, что потом будут учиться в ВУЗе; оценка показывает результат работы; вызывает давление родителей.
Нужно ли комментировать оценку? Да: Чтобы знали требования к разным видам работ Не всегда есть возможность это делать Чтобы знали над чем надо работать Чтобы обозначить справедливость оценки Чтобы знали как готовиться к ответу Иногда, когда непонятно, а не когда дети спорят из принципа
Какие формы оценивания, кроме традиционных, используем мы? Дополнительное творческое задание; Цветные фишки Похвала Улыбка, радоваться вместе с учеником! Словесное поощрение Взаимопроверка Запись в дневник (благодарность, замечания) Балловая ( в письменных работах) Работа с портфолио Накопление + за дополнения, творчество в работе ( 3 +дают право на «5» в журнал) Наклейки, сертификаты, подарки
Трудности при оценивании: Разный уровень учащихся Необходимость поощрять слабых Сомнения в объективности оценки Не удается удержать в голове все ответы, чтобы в конце урока отметку выставить объективно Жалко ставить неудовлетворительные отметки Недостаточно 5 баллов для оценивания
Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала
Система оценки учебных достижений обучающихся Система оценки выступает как инструментальное ядро государственного образовательного стандарта, выполняющее функции обратной связи и регулирования системы образования. Система оценки призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения учебных программ и программы формирования универсальных учебных действий.
Складывающаяся система оценки должна быть существенно дополнена и уточнена с учётом новых акцентов: переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования; переход от констатирующей оценки к формирующей саморазвитие ученика, педагога, школы; переход от оценки предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию - в соответствии с новым поколением стандартов и с учётом возрастной ступени обучения.
Основные требования системы оценивания : Сверить достигнутый уровень с определенным минимумом требований; Фиксировать изменения и динамику успехов Прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок Учить рефлексивной деятельности Обеспечивать контроль между всеми участниками образовательного процесса Едина применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства Бережно относиться к психике учащихся.