"Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России"
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом.
Ошибка "Восприятие ученического самоуправления только как игры "День дублера". Рекомендации: - Использовать игровую модель "День дублера" как первый этап, например, для подготовки школьного ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления. Причины: – Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело; - Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело. Постоянно действующая модель ученического самоуправления Разовая игровая модель "День дублера"
Ошибка "Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят дети". Ошибка "Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят дети". Рекомендации: - Включить в нормативные документы положения об ответственности органов самоуправления за состояние сферы их компетенции. Причины: – Стремление "заигрывать" с учениками, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу ученического самоуправления.
Ошибка "Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД)". Рекомендации: - Находить оптимальное сочетание этих двух педагогических технологий: УС и КТД, например, органично включая технологию КТД в работу органов ученического самоуправления. Причины: – "Узкий" взгляд на возможности ученического самоуправления; - "Расширительное" толкование потенциала КДТ.
1-ф. Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления. 2-ф. Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления. 3-ф. Слабая методическая подготовка педагогов. 5-ф. Отсутствие или недостаток специально отведенного времени. 4-ф. Отсутствие или недостаток необходимых "служебных" помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д. Третья группа. "Ошибки и затруднения, связанные с обеспечением функционирования ученического самоуправления"
Ошибка "Слабая методическая подготовка педагогов". Причины: – Пренебрежение этой сферой педагогической деятельности; - Объективное отсутствие возможности повышения квалификации по этой тематике. Рекомендации: - Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению; - Организовать систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК.
Ошибка "Отсутствие или недостаток специально отведенного времени". Причины: – Убеждение, что самоуправление не требует специально выделенного времени, действия по принципу "все само собой образуется". Рекомендации: - Составить график и выделить в расписании внеклассной и внешкольной работы специальные часы для работы органов ученического самоуправления.