Язык чувашской вышивки :. В древности одежда шилась, а также вышивалась шилом. Изготовленным из камня или кости. С появлением бронзы и стали, развитием.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Древо Жизни» Узор салфетки Презентацию выполнила Ученица 6В класса Вотякова Виктория.
Advertisements

Значение цвета в русской народной вышивке. Славянская символика С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Марийская вышивка. Вышивка - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского народа. Это вид женского рукоделия, продукт творчества.
Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Тема четверти: «Древние корни народного искусства». «Чувашский национальный орнамент» 5.
2 - А класс. СВЕТИЛА ОГОНЬ ВОДА НЕБО, НЕБОСВОД Символики чувашского орнамента.
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности.
Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов.
ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ.. Наши далекие предки украшали свои изделия различными орнаментами. Они старались привлечь к себе добрые силы природы, а от.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Тест по теме «Вышивка». Изучите презентацию по теме «Марийская вышивка» и выполните тест.Изучите презентацию по теме «Марийская вышивка» и выполните тест.
Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве.
«ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА – БОГАТЕЙШЕЕ ИСКУССТВО» Выполнила: Чувашова Ольга Руководитель: учитель Технологии Сагдеева Алёна Валентиновна.
Кубанская народная вышивка Технология 8 класс Перевозникова Е.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Напольнокотякская средняя общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики Геометрия.
Чувашский орнамент Автор: учитель информатики Творогова Н.П.
Традиционная культура Кубани Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 5 города Курганинска Краснодарского края Черепова Марина.
О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящихся к IX-XII вв. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными.
«Краткая характеристика национальных нарядов: немецкой и чувашской» Работу выполнили учащиеся 11б класса Работу выполнили учащиеся 11б класса Петрова Оксана.
Возрождение народного декоративно- прикладного искусства. Орнамент.
Транксрипт:

Язык чувашской вышивки :

В древности одежда шилась, а также вышивалась шилом. Изготовленным из камня или кости. С появлением бронзы и стали, развитием производительных сил начали использоваться иглы из состоящих из ритмических расположенных мелких узоров: соответствующих материалов, что способствовало дальнейшему развитию вышивки. Первоначально вышивка была примитивной- стежки имитировали штрихи ткани. Постепенно штрихи приобретали очертания различных геометрических фигур, а также стилизованных изображений птиц, зверей, человека, дерева жизни. Некоторые старинные простые швы вышивки очень близко стоят к технике сшивания. Например: пунктир, веревочка, прямая гладь, набор и т. д. И до наших дней сохранилась традиция украшать соединение двух полотнищ, будь то мужская рубаха или женское платье. Вышивкой вдоль швов( на плечах. рукавах, по боковым швам). Вышивка эта имеет форму каемок, полосок, состоящих из ритмических расположенных мелких узоров:

Цветовые сочетания Цветовые сочетания были связаны с миропониманием предков чувашей, имели смысловое значение и служили средством характеристики образа. В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими же качествами обладали и сами мастерицы. Черным цветом- цветом Земли, цветом добра, окаймлялся только узор вышивки. Заполнялись же они красным и мареновым цветом, ассоциирующимся в сознании народа с самой жизнью,- источником торжества, счастья. Это был символ брака Земли и Неба. Белое поле холста воспринималось как благополучие планеты, чистый воздух, здоровье. Белый цвет-цвет мудрости, правдивости. Желтым цветом, разновидностью красного, вышивали солнце, звезды, другие светила. Зеленый цвет- признак жизни, роста и развития- использовали при закрашивании растений, деревьев, цветов. Синий цвет встречается при заполнении узоров, символизирующих сияние, радугу, небосвод.

Чуваши в прошлом поклонялись огне, воде, земле. Поэтому в орнаментах старинных вышивок большое место занимали знаки этих субстанций. Одним из любимых узоров чувашских мастериц является космический огонь. Его изображение напоминает половину свастики. В древности на Востоке предки чувашей гунны, другие тюркские и, может быть, древнегерманские племена жили вместе. Впоследствии их исторические пути разошлись, но символический знак огня сохранили и немцы,и чуваши. На одеждах знак огня выполнялся аппликацией маренового цвета. Таким же цветом заполнялся узор сурбана у верховых чувашей, называемый халам- сурпан терри. Сурбан, символ материнства, носила замужняя женщина, и его орнамент содержал стилизованные изображения растений.

Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца, как источника жизни. Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, свастика, восьмиугольника. До наших дней сохранился принцип изображения кеске., узора нагрудной части женской рубахи в виде солнца, двух крестиков, положенных друг на друга. По преданиям в древности светили 3 Солнца и на Земле была благодать. Когда злые силы из зависти убили двоих из них, третье, испугавшись, улетело в бескрайнюю высь. Ударили морозы, погибли плоды, настали холод и голод. «Пусть каждая женщина вышьет на своих полотнах ярким красным цветом три Солнца,что когда-то светили Земле.Вышивки эти мы назовем «хевел терри»-солнечными»- решили мудрецы и вернули Солнце назад. Дневное светило на многих узорах вышивается с ногами ( солнце, месяц и другие астрономические объекты воспринимались как живые существа и обожествлялись).

В узорах, показывающих жизнь на земле и на небесах, размещались живые существа- птицы. звери, люди: На многих орнаментах птицы расположены симметрично по обеим сторонам дерева или растения.Если птенчики «бегут» друг за другом, то их «мама и папа» смотрят друг на друга.

По высказываниям исследователя Е.Я.Орловой, понятие «растение» совпадало у предков чувашей с понятием «жизнь».Сок, бегущий по стволу, питает дерево. Отсюда и дерево жизни, корнями уходящее в матушку-землю, а ветвями тянущееся к солнцу. Не зря чуваши говорят : «Мы одного корня». Свою родословную они тоже представляли в виде дерева.

НАШИ РАБОТЫ

Выводы: Изучая чувашскую вышивку мы познакомились с культурой чувашского народа, языком чувашской вышивки, мастерами вышивального искусства.

Трофимов А. А. О чувашском орнаменте. Учебные записи ЧНИИ,вып.35. Чебоксары,1967. С Трофимов А.А. Неселсен терери сырулахе синчен. Сб. статей ЧНИИ. Чебоксары,1972. С Орлова Е.Я. Наблюдение над символикой украшений и орнаментов верховых чувашей. Ученые записи ЧНИИ, вып.35. Чебоксары, С Спиридонов М.С. Орнаменты чувашской вышивки. Сб.Статей ЧНИИ, вып.3. Чебоксары,1974. С