ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ДРЕВНИЙ МИР СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ СОВРЕМЕННОСТЬ Конфуций, Будда, Заратустра, Сократ, Перикл, Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель, Цицерон Августин, Аквинский, Златоуст, Пересветов, Татищев. Первые литературные памятники на Руси Макиавелли, Мор, Кампанелла, Лютер, Мюнцер, Гоббс, Уинстенли, Локк Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гельвеций, Ламетри, Мелье, Морелли, Мабли, Радищев Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Токвиль, Сен-Симон, Фурье, Оуэн, Чернышевский, Герцен, Белинский, Добролюбов, Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов, Бакунин, Кропоткин, Парето, Вебер, Парсонс Арендт, Бердяев, Бжезинский, Боднар, Бурлацкий, Вебер, Вятр, Дарендорф, Дюверже, Истон, Маркузе, Лассуэлл, Михельс, Моска, Санистебан, Тихомиров, Фромм, Шаран, Шахназаров, Шварценберг и др.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ Идея божественного происхождения власти и порядка (Древние Египет, Китай, Индия, Вавилон, Персия, Греция, Рим) Последующая рационализация политико-правовых отношений (I тыс. до н.э.) Возникновение политической философии Создание теории идеального государства (Платон) Теоретическое осмысление форм государственного устройства: аристократии, тимократии, олигархии, демократии, тирании Представление о политике как царском искусстве управлять людьми Рассмотрение политической науки как самостоятельной дисциплины Введение понятий: юридическое лицо, политическая справедливость и др. Признание государства продуктом естественного развития, суждение о его первичности перед индивидом Зарождение элементов научного исследования политики
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Господство теологической идеологии и политики Обоснование верховенства церкви над светской властью Концепция религиозной сущности государства: мировой порядок установлен богом Выступления против духовной диктатуры церкви, отрицание насилия для изменения политического строя Законы природы и общества – это правила применительно к достижению конкретной цели Проповедь смирения, послушания властям, но: люди равны перед Богом – равны и на Земле Идеи о суверенности русского государства и верховенстве царской власти
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ Освобождение политической науки от теологии, обоснование идеи естественного происхождения государства Введение понятия государство. Создание учения о государстве Обоснование форм буржуазного государства Зарождение буржуазной политико-правовой мысли Формирование учения о гражданском обществе, теории общественного договора, принципа разделения властей Возникновение идей утопического социализма Обоснование роли разума, знания в общественном развитии Суждение: центр Вселенной – не Бог, а человек Провозглашение идей гуманизма, прав и свобод человека Признание закономерности смены форм политического режима
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ Философская революция в Германии конца XVIII – начала XIX в.: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Политическое учение Гегеля: гражданское общество, государство, три власти, суверенитет, мировой дух Критический утопический социализм: Сен-Симон, Фурье, Оуэн. Резкая критика капитализма, отрицание частной собственности в пользу общественной, труд – первая потребность, развитие личности, отрицание революции Революционная демократия: Чернышевский, Герцен, Белинский, Добролюбов. За революционный путь обновления общества, вера в силу народа. На базе русской общины - социализм Оформляются: либерализм (Б. Констан, И. Бентам), консерватизм (Э. Берн, У. Водсворт), позитивизм (О. Конт, Д.С. Милль), социализм [коммунизм] (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Г. Плеханов), социал-реформизм, анархизм и др., исследуются проблемы демократии (А. Токвиль и др.), усиливается антидемократическая тенденция (Х.С. Чемберлен, Ф. Ницше и др.) Политология становится учебной дисциплиной Формируется и развивается наука о политике