Художественная культура Византии
Новый тип церковного здания – крестово- купольный храм ( сочетание элементов античного и восточного зодчества )
Крестово- купольный храм имеет в плане форму креста и завершается в центре куполом. Нефы- внутренние ряды (3-5) Апсида – полукруглая ниша (алтарь)
Собор Святой Софии в Константинополе ( ) воздвигли 2 архитектора – Анфимий и Исидор.
Купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стен между окнами не видны (купол подвешен с неба)
Иконография. Живописцы следовали строго обоснованным законам (канонам)
Мозаики Византии приобрели мировую славу. Стали применять не естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы (смальта) с тончайшей золотой поверхностью.
Мозаики располагались на вогнутой поверхности стен и это ещё больше увеличивало золотой блеск кубиков смальты.
Мозаики церкви Сан- Витале в Равенне (6в.) Потоки света заставляют мозаики загораться неземным блеском.
Император Юстиниан в окружении придворных. ( ощущение равновесия и покоя, фигуры парят над землей)
Императрица Феодора несет в руках потир с монетами.
Иконы строго символичны (симметрия, высокий лоб, нимб, суровый взор, статичность, декоративность одежды)
Шедевр византийской иконописи – икона Владимирской Богоматери (привезена на Русь в 1155 г.) Святая печаль Богородицы, идея жертвенности и материнской любви.