Урок-практикум Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Цели урока: находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; правильно употреблять в речи данные виды предложений; правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными определительными.
Лингвистическая разминка. Декламировать – публично проповедовать свои взгляды, убеждения. Симулянт – человек, который притворяется, создает видимость чего- либо. Абсурдный - нелепый, бессмысленный. Аскет - человек, ведущий строгий образ жизни, отказавшийся от жизненных благ. выразительно читать, произносить
Соедините две половинки предложений. Выделите среди них главное и придаточное 1. Николай и не заметил, 1. надо прилежно учиться. 2. Скучен день до вечера, 2. установилась теплая, солнечная погода. 3. Чтобы получить хорошую профессию, 3. тихо шелестящих под ветром. 4. Которая бывает в начале сентября, 4. что стало светать. 5. Воздух пропитан ароматом трав, 5. коли делать нечего.
Группа 1. Деревня где скучал Евгений Была прелес…..ный уг….лок. Когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал, В те дни в таинстве…ых д..линах Являться муза стала мне. Онегин добрый мой пр..ятель Р..дился на брегах Невы Где может быть р..дились вы Или бл…стали мой читат…ль… У нас теперь не то в пр…дмете: Мы лучше посп…шим на бал Куда стремглав В ямской карете Уж мой Онегин поск…кал.
Группа 2 Исправьте предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, куда, откуда, когда. Исправленные предложения запишите, расставляя знаки препинания. 1.Дом в котором пос…лились стр…ители был окруж…н тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я перес…лился в Тюмень был б…гат такими с….бытиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб пр….был на станц…ю в час в который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инж_нера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой пр.ехали студенты нуждается в спец..алистах которых выпускает наш институт.
Группа 3 Отредактируйте предложения, устранив назойливое повторение слова который.Вставьте буквы и знаки препинания. 1. Коля ст…ял во дворе который был ог…рожен забором и ждал брата который должен был пр…ехать поездом. 2. Ольга под…шла к тому повороту на котором ст…яла скамья с которой она любила см…треть на море. 3. На подоко…..ике лежало (не) сколько игрушек которые пр….надлежали малышу который сейчас был в де….ком саду. 4. Около балкона сидела собачка которая надеялась получить косточки которые пр…носили ей ребята. 5. В саду было много яблок которые очень любил мальчик который каждое лето пр…езжал к бабушке которая работала в этом колхозе сад..водом.
«Дом, который построил Джек" Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
«Расшифруй донесение» Сравните две таблицы и подумайте, как из букв правой таблицы составить предложение, используя материал левой. Составьте схему этого предложения.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1. Чувствительной героине(1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник. 1)1,2,42) 2,43) 1,44) 1,3 2. В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси. 1) 1,22) 23) 3,44) 1,2,3,4 3. Перед нами (1) простиралось необозримое желтое поле (2) край (3) которого (4) вдалеке замыкался синим лесом. 1) 1,22) 23) 2,44) 3,4
Составьте предложения по данным ниже схемам [ ук. сл. + сущ. ], (какой - = ). [ сущ. ], ( где = - и - ). [ сущ.], ( который = ).
На основе данного простого предложения составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными по данным схемам: Ребята принесли из леса букеты распустившейся душистой черёмухи. 1. [ ], и[ ] 2. [ ], ( ), [ ] 3. [ ], [ ], ( ) 4. [ ], ( ), и [ ], ( ) 5. [ ], ( ), ( )
Домашнее задание Записать 9 сложноподчинённых предложений с придаточным определительным: с союзными словами чей, где, когда, что; с союзным словом который во всех падежах с предлогами.