Обучение учащихся приемам творческой деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель: 1)Показать что такое творческая деятельность? 2)Рассказать о ее видах.
Advertisements

Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях / презентацию к выступлению на семинаре подготовила учитель.
Исследовательская деятельность Барамидзе Вера Борисовна.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 16 Учитель математики Стаж работы-27 лет высшая квалификационная категория.
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Мышление. Виды мышления.
Проектная и исследовательская деятельности как средство реализации ФГОС.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
ФАЛИЛЕЕВА Н.А. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЧИНДАНТСКАЯ СОШ.
Целеполагание в обучающей деятельности учителя Подготовила: зам.директора Гулина Н.Ю.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников. Использование проблемных ситуаций на уроках.
Презентация Проблемное обучение на уроках математики Презентация Проблемное обучение на уроках математики МБОУ –средняя общеобразовательная школа 7 города.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
система способов познания окружающего мира, система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность.
Транксрипт:

Обучение учащихся приемам творческой деятельности

План 1.Основные аспекты творчества. 2.Различные подходы к определению творческой деятельности. 3.Процессуальные черты творческой деятельности. 4.Структура творческого акта. 5.Творческие задания схема решения творческих заданий. 6.Определение исследовательской деятельности. 7.Литература.

Определение творчества на философском уровне Творчество - целенаправленная деятельность, результатом которой оказывается открытие (создание, изобретение) чего-либо нового, ранее не известного или активная, отвечающая потребностям времени

Психологический аспект творчества Творческое мышление направлено не на поиск новизны в мелочах и несущественных вариациях, не на перекомбинирование старого, а на постижение сущности в явлениях, отражение этой сущности в понятиях, образах и способах действия. На передний план выступает не объективная, а субъективная сторона.

Педагогический аспект творчества Творчество учащихся имеет своей конечной целью не столько создание определенного продукта, имеющего собственную значимость или получение продукта с использованием нового метода, сколько познавательный и воспитательный эффект – формирование знаний, умений, интересов и склонностей.

Основные методические и педагогические подходы к определению творческой деятельности рассматривают ее как деятельность, в результате которой рождается нечто новое. Согласно А.В. Хуторскому[5]: творчество – это всегда выход за рамки, за границы, это изменение существенных знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного в программу усвоения.

И.П. Калошина[4] предлагает развернутое определение творческой деятельности через систему признаков, согласно которым творческая деятельность: направлена на решение задач, для которых характерно отсутствие в предметной области (или лишь субъекта) как способа решения задач, так и предметно-специфических знаний, необходимых для его разработки;

связана с созданием субъектов на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для способа решения задачи; характеризуется для субъекта неопределенной возможностью разработки новых знаний и на основе их способа решения задачи (неопределенность обусловлена отсутствием каких-либо других знаний, строго детерминирующих указанную разработку).

В.А.Далингер под творческой деятельностью понимает всякую деятельность, которая осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе самоорганизации, способности рационально планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, перестройку своих действий в зависимости от возникшей ситуации, способность пересмотреть и, если необходимо, изменить свои представления об объектах, включенных в деятельность [3].

И.Я. Лернер выделяет следующие процессуальные черты творческой деятельности[2]: самостоятельное осуществление внутрисистемного и межличностного переноса знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение структуры объекта; видение вариативности решения и его хода, то есть возможных различных решений данной проблемы, способов решения; построение принципиально нового способа решения, отличного от ранее известных способов.

Однако сегодня наиболее ценными представляются черты, определяющие создание учащимися принципиально новой информации, самостоятельное выдвижение ими идей, гипотез, формулирование проблем, постановку задач разного уровня сложности.

Структура творческого акта Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулировки задачи Сосредоточенные усилия и поиски дополнительной информации Уход от проблемы ( период инкубации – переключение на другие занятия) Озарение или инсайт (инсайт – это не всегда гениальная идея, а порой в скромных масштабах догадка) Проверка

Требования к структуре: адекватность; новизна и оригинальность; доработанность; изящество и простота; творческое мышление меняет существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы, совсем редко взгляд людей на мир).

Важнейшей составляющей организации творческой деятельности в процессе обучения математики является четкое понимание учащимися того, что они должны получить (создать) в результате деятельности и как этот продукт будет оцениваться.

Для раскрытия творческого потенциала школьника в процессе изучения математики используются творческие задания: Нестандартные задачи Исследовательские проекты Работа с математическим текстом по реконструкции Систематизация и обобщение материала Выполнение реферативных жанровых работ Варьирование и составление задач

Схема решения творческих заданий а) усмотрение потребности или трудности задачи; б) анализ этой потребности или трудности; в) просмотр доступной информации; г) рождение новой идеи или принципа; д) развертывание принципа схемы; е) оценка правильности решения.

В процессе обучения математики из всего объема выделим его часть – исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность – творческая деятельность, продуктом которой являются новые знания, либо о самом испытуемом, либо о методе исследования.

Литература 1.Блинова, Т.Л. Современные аспекты методики обучения математики: учеб. пособие / Т.Л. Блинова, Э.А. Власова, И.Н. Семенова, А.В. Слепухин; под ред. И.Н. Семеновой, А.В. Слепухина; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, – 190с. 2.Ганеев, Х.Ж. Пути реализации развивающего обучения математики: учеб. пособие / Х.Ж. Ганеев; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, – 102с. 3.Далингер, В.А. Творческая деятельность при составлении планиметрических задач на построение / В.А. Далингер // Наука образования: сб. науч. статей. – Омск: Изд-во ОмГПУ, – Вып.22. – С. 405 – Калошина, И. П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Юнити-Дана, – 431с. 5.Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, – – 544с.