Учитель литературы Кирова Л.Р. МОУ ВСОШ 2 г. Твери Тверской области 1
Вступительное занятие по: истории создания, замыслу и композиции поэмы Комментированное чтение: экспозиция и завязка поэмы – приезд П.И. Чичикова в город N. Развивать у учащихся интерес к чтению, эстетический вкус, закрепить умение обобщать материал групп, использовать диалог культур. 2
« Я начал было писать, не определивши себе обстоятельного плана, не давши себе ответа, что такое должен быть сам герой. Я думал просто, что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведет меня на разнообразные лица и характеры» Н.В.Гоголь. Н.В. ГогольА.С. Пушкин 3
«Мертвые души» писались за границей, куда Гоголь уехал после постановки «Ревизора» в тягостном состоянии Не оцененным современниками за добрые намерения служить обличением неправды, уезжает не только, чтобы пережить обиду, а чтобы обдумать «свои будущие творения» и творить «с большим размышлением». 4
1) З.А. Волконская 2) рис. Жуковского «Гоголь на вилле Волконской» (доклад учащихся) 3) Прогулки Гоголя с В.А.Жуковским по Риму 5
1) Портрет Гоголя художника Ф.А.Моллера 2) Портрет Гоголя художника А.Иванова (доклад учащихся) Ф. МоллерА.Иванов 6
1) Почему Гоголь выделяет слово поэма огромными буквами? 2) На какие рисунки вы еще обратили внимание? Символом чего они являются? 7
Истоки видят в Евангелии в мысли апостола Павла: «как в Адаме все умирают, так в Христе все оживут». Гоголь задумал большое произведение подобное «Божественной комедии» Данте. Знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд» размахом своего гнева оказалась близка карающему смеху Гоголя. 8
Толковый словарь В.И. Даля Мертвый: 1) способный в возрождению 2) косный, бездуховный 9
Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Какая Россия предстает перед нами? Город N « Сюжет «Мертвые душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров» Гоголь 10
Работа по группам: 1) Проследите маршрут прогулки П.И. Чичикова по городу. А)Гостиница Б) Улица и городской сад В) Вечеринка у губернатора Подведение итогов экскурсии 1) Какими приемами пользуется Гоголь при изображении города? 2) Что говорится о его типичности? 3) Чем интересуется Чичиков в городе? 4) Что мы узнаем о Чичикове? 11
1) Каковы мнения чиновников и помещиков о Чичикове и почему? Губернатор Прокурор Почтмейстер Собакевич 2) Читать 2 главу. Ставим проблемный вопрос к последующим главам: Какие же грехи опутали наших героев? Чичиков А ПОЧЕМУ? 12
А.М. Докусов, М.Г. Качурин. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в школьном изучении. Пособие для учителя. М., 1982г. Ю.М.Лотман. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Книга для учителя, М., 1988г. В.Г. Маранцман. Н.В.Гоголь «Мертвые души» Из опыта преподавания литературы: 8 кл., М., 1975г. Личность Гоголя в воспоминаниях современников. К уроку в 8 классе. Журнал «Литература в школе»2, 1986г. В.Г. Маранцман. Изучение литературы в 9 классе. Методическое пособие для учителя. М., Просвещение, 1994г. А.Н. Семенов. Русская литература в вопросах и заданиях9-10 классы. Пособие для учителя, Владос, 2000г. В.Я. Коровина и др. Русская литература, 9 класс, практикум, М., Просвещение, 1999г. О.А. Еремина. Поурочное планирование по литературе.К учебнику-христоматии «Литература» 9 класс. Изд. Экзамен, М., 2005г. Т.И. Богомолова. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах. Пособие для учителя. Калуга, 1994г. О.Г. Черных. Практикум по литературе, 9 класс. Мастерская учителя – словесника, М, Вако, 2010г. Литература, 9 класс под редакцией В.Я.Коровиной, М., Просвещение, 2011г. Н.В.Гоголь «Мертвые души» Поэма с рисунками А.Лаптева. М., Детская литература, 1967г. Статьи журналов «Литература в школе»2 1998г, «Уроки литературы» г. Е.С. Смирнова-Чикина. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Комментарий. Таблицы на уроках литературы. 13