Тема урока: Национальный состав населения России.
Оборудование Оборудование Политико-административная карта России, карта народов России, атлас Кемеровской области, таблицы по национальному составу, фото, иллюстрации. Политико-административная карта России, карта народов России, атлас Кемеровской области, таблицы по национальному составу, фото, иллюстрации.
1.Сформировать представления о национальном и религиозном составе населения России и Кемеровской области, познакомить с языковыми семьями и группами. 1.Сформировать представления о национальном и религиозном составе населения России и Кемеровской области, познакомить с языковыми семьями и группами. 2.Определить ареалы расселения народов России и Кемеровской области. 2.Определить ареалы расселения народов России и Кемеровской области. 3.Развивать географическое мышление, закреплять умения анализировать статистический и картографический материал. 3.Развивать географическое мышление, закреплять умения анализировать статистический и картографический материал. Цели и задачи:
Ход урока: Ход урока: Проверка домашнего задания: тест «Волна» (тема «Численность и естественный прирост населения России») Проверка домашнего задания: тест «Волна» (тема «Численность и естественный прирост населения России») Изучение нового материала: Изучение нового материала: -национальный состав России (рассказ учителя с введением новых терминов) -языковые семьи и группы (работа с картой народов России и таблицей 10 «Классификация народов России по языковому признаку» -анализ таблицы 11 «Особенности населения республик России» -коренное население Кемеровской области (по карте атласа Кемеровской области заполнить таблицу) -религиозный состав населения России. -межнациональные конфликты. Чеченский конфликт.
Закрепление. Итог урока. Закрепление. Итог урока. Домашнее задание: параграф 6, заполнение таблицы Домашнее задание: параграф 6, заполнение таблицы (1 уровень), сообщения о народах России (2 уровень).
Тест «Волна» (да, нет) 1.Численность населения России 145 млн. чел. 2.Последняя перепись населения прошла в 2004 году. 3.Разница между числом родившихся и числом умерших – воспроизводство населения. 4.По численности населения Россия занимает 4 место в мире. 5.Самая высокая смертность в Псковской области. 6.В Тыве и на Северном Кавказе рождаемость выше, чем в других районах России. 7.Высокая рождаемость и высокая смертность наблюдается при современном типе воспроизводства. 8.Естественное движение – процесс непрерывной смены поколений.
9.В центральной европейской части России высокая рождаемость. 10.Демографический взрыв – переход от одного типа воспроизводства к другому.
Основные термины урока: Основные термины урока: Народ – общность людей, отличающихся по языку, укладу жизни, историческим традициям, культуре, а также по трудовым навыкам. По сходству языка народы объединяют в языковые группы, а группы – в языковые семьи. Народ – общность людей, отличающихся по языку, укладу жизни, историческим традициям, культуре, а также по трудовым навыкам. По сходству языка народы объединяют в языковые группы, а группы – в языковые семьи. Титульный народ – народ, по названию которого называется республика. Титульный народ – народ, по названию которого называется республика. Этнография – наука, занимающаяся изучением сходства и различий в образе жизни народов, навыков хозяйственного использования природных ресурсов. Этнография – наука, занимающаяся изучением сходства и различий в образе жизни народов, навыков хозяйственного использования природных ресурсов.
В Индоевропейскую семью входит 89% населения, Алтайскую 6,8%, Кавказскую 2,4% Уральскую 1,8%.
Территории распространения народов Языковые семьи Индоевропейская По всей территории России Алтайская Урало-Поволжье, Юг Сибири, Восточная Сибирь Кавказская Северный Кавказ Уральская Европейский север, Урало-Поволжье
Назовите республики, где коренное население преобладает, Назовите республики, где коренное население преобладает, республики с равенством коренного и русского населения, республики с равенством коренного и русского населения, республики с преобладанием русского населения. республики с преобладанием русского населения. Имеют ли коренные народы нашей области шорцы и телеуты свое национально- территориальное образование (республику или округ). Имеют ли коренные народы нашей области шорцы и телеуты свое национально- территориальное образование (республику или округ).
Задание: Используя карту «Коренные народы Кемеровской области» заполните таблицу. Народы,численность Места проживания Занятия населения Шорцы, 12,5 тыс. человек Телеуты, 2 тыс. человек Калмаки и сибирские татары, 200 человек
Религиозный состав населения России Самой распространенной религией среди верующего населения РФ является христианство, в основном православное (русские, украинцы, осетины, чуваши, якуты, мордва, марийцы и др. Самой распространенной религией среди верующего населения РФ является христианство, в основном православное (русские, украинцы, осетины, чуваши, якуты, мордва, марийцы и др. Православный храм Православный храм
Ряд народов проповедуют ислам: татары, башкиры жители республик Северного Кавказа. Ряд народов проповедуют ислам: татары, башкиры жители республик Северного Кавказа. Мечеть. Мечеть.
Буряты и калмыки исповедуют буддизм. Буряты и калмыки исповедуют буддизм. Буддийский храм Буддийский храм
Национальной религией евреев, которые проживают в городах европейской части России является иудаизм. Национальной религией евреев, которые проживают в городах европейской части России является иудаизм. Синагога. Синагога.
Итог урока: Россия – многонациональная страна, насчитывает 148 народов, 23 из них наиболее многочисленны (больше 400 тыс. человек). Россия – многонациональная страна, насчитывает 148 народов, 23 из них наиболее многочисленны (больше 400 тыс. человек). Национальный состав формируется под влиянием исторических, экономических, политических и социальных факторов. Национальный состав формируется под влиянием исторических, экономических, политических и социальных факторов. Отношения между народами должны строиться на взаимном уважении к языку, традициям, культуре, обычаям. Отношения между народами должны строиться на взаимном уважении к языку, традициям, культуре, обычаям.
Домашнее задание: параграф 6, 1 уровень – заполнить пропуски в таблице. 2 уровень - сообщения о народах России ………………религия 1. ………. Петрозаводск……уральская Татарстан ………………и 3. …….. ……осетины…….….. 4. …….. Элиста…..алтайская….. 5. ……. …..адыгейцы…..…… 6. Марий Эл ……………..п 7. ……… Грозный…..кавказская…….