Тема: Политическое развитие СССР в послевоенные годы (1945-1953гг.) «Апогей сталинизма».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СССР в послевоенные годы Внешняя политика Начало холодной войны: Начало холодной войны: Создание блока НАТО и ОВД Создание блока НАТО и ОВД.
Advertisements

План: 1. Демократический импульс войны. 2. Изменения в структурах власти. 3. Новый виток репрессий. 4. Национальная политика. 1. Демократический импульс.
Первые попытки реформ XX съезд КПСС Киященко А.А. Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат 11 А класс история России.
Первые попытки реформ XX съезд КПСС Подготовила Зотова Алина.
Тестовая работа по теме «Советский Союз ( гг.)» 9 класс Урок 44.
Тема: Политическая система сталинизма.. Советский тоталитаризм. Советский тоталитаризм. Биография И.Сталина. Биография И.Сталина. Возвышение Сталина.
Политическая система сталинизма. Петухова М.Л План урока ВКП(б) – стержень советской политической системы. ВКП(б) – стержень советской политической.
Политические режимы Тоталитаризм Феномен тоталитаризма в истории 20 века. Обществознании, история 11 класс Автор: Сеземова О. А.
1)Восстановление народного хозяйства. 2)Политическое развитие страны. 3)Политические репрессии. 4)Внешняя политика.
Тема: Советский Союз и постсоветские страны». Тема урока: СССР от сталинизма к оттепели (1945 – 1964 гг.) (1945 – 1964 гг.)
СССР в гг.. Борьба за власть после смерти Сталина. Расстановка сил в руководстве страной Л.П. Берия, первый зам. Предсовмина, вновь возглавил.
1. Краткая биография 2. Начало политической деятельности 3. Основные направления политики 4. Расшифровка направлений: a) коллективизация b) индустриализация.
Политические программы преемников И.В. Сталина в борьбе за власть в 1953 году. Урок – практикум Работа с документами и первоисточниками.
Демократическая альтернатива 1946 года 1.Подготовка 4 пятилетнего плана на 1946 – 1950 гг. (рук. Госплана Н.Вознесенский). 2.Обсуждение проекта новой Конституции.
Политические режимы Авторитаризм,тоталитаризм Обществознание 9 класс.
Без вины виноватые Сталинские депортации в годы Великой Отечественной войны.
Курс по выбору тема: "За страницами учебника истории России ХХ века« Хачатуров Вартан Гургенович - учитель истории Курс по выбору тема: "За страницами.
Презинтация Истории Украины по второй мировой войне на тему: Иосиф Виссарионович Сталин
Политическое развитие 1.Демократический импульс войны 2.Изменения в структуре власти 3.Новый виток репрессий 4.Национальная политика.
Проблемное обучение как средство мотивации учебной деятельности учащихся на основе УМК «История России » Автор: учитель истории МОУ «СОШ 2» п.
Транксрипт:

Тема: Политическое развитие СССР в послевоенные годы ( гг.) «Апогей сталинизма».

Эпиграф: Нету в этом мире виноватых: Тьма находит вдруг на государство И ликуют орды бесноватых, И бессильно всякое лекарство. Игорь Губерман

Цель урока: выяснить причины ужесточения внутренней политики после окончания войны и проанализировать ее основные направления.

План: 1. Ужесточение внутренней политики. 2. Борьба с националистическими движениями в западных районах СССР. 3. Особенности национальной политики в СССР. 4. Обострение борьбы за власть.

Понятия: «Демократический импульс»; космополитизм; бандеровцы; «лесные братья»; «великорусский шовинизм»; республика «донор»; «мингрельское дело»; «дело врачей»; «апогей сталинизма».

Подумайте! Почему историки выделяют гг. в отдельный период? (окончание ВОВ – смерть И.В.Сталина) Что являлось источником новых тенденций в политической жизни страны? (воля Сталина, направленная на укрепление режима его личной власти)

МЕТОД 6 шляп: 1.Белая – нейтральная, изложение фактов, описание статистики. Задание: подберите по 2 факта, раскрывающих каждый пункт плана. 2. Жёлтая –шляпа оптимиста, обратить внимание на положительные моменты. Задание: перечислите позитивные явления в политической жизни СССР данного периода. 3. Чёрная – шляпа пессимиста, увидеть негативные моменты. Задание: в чём проявлялась негативная сторона идейных установок послевоенного периода?

МЕТОД 6 шляп: 4. Красная – эмоциональное восприятие. Задание: какие эмоции вы испытали при чтении текста параграфа? Хотели бы вы жить в данную эпоху? Почему? 5. Синяя – аналитическая, поисковая. Задание: определите, в чём заключалось противоречие политического курса. 6. Зелёная – изобретательская, творческая. Задание: рассмотрите советские плакаты, относящиеся к данной эпохе. Попробуйте дать им название и предположите, с какими целями они созданы.

Ответы: 1.Белая шляпа : Сталин не созывал партийных съездов до осени 1952г. В западных регионах СССР разгорелась гражданская война между местными националистами и коммунистами. Промышленное развитие этих регионов укрепляло позиции новой власти. В ходе союзного строительства в СССР сложилась своеобразная иерархия народов (русский – первый среди равных) Новый пик репрессий в гг. РСФСР – «донор» развития всех республик. Изменения в уставе партии. Чистки в высших эшелонах власти.

2. Жёлтая шляпа: ВОВ породила демократический импульс. Быстрый процесс восстановления предприятий промышленности. Развитие западных республик СССР позволило одержать победу над националистами. Взаимопомощь республик.

3. Чёрная шляпа. Главные направления внутренней политики – мобилизация и централизация власти. Усиление репрессий. Подчинение партийных структур органам госбезопасности под руководством Сталина. Массовый террор националистов в западных регионах СССР. Уничтожение Сталиным возможных конкурентов в борьбе за власть.

4. Красная шляпа. 5. Синяя шляпа. Противоречия общественно-политической жизни: Некоторая демократизация: Прекращение ЧП; Перевыборы Советов всех уровней; СНК Совет министров в 1946г.; ВКП(б) КПСС в 1952г. Усиление контроля и репрессий: «ленинградское дело» 1948г.; Репрессии против жителей оккупированных территорий, репатриантов и бывших военнопленных; Борьба с «космополитами»; Гонения на генетикуГонения на генетику, кибернетику как лженауки; Гонения на генетику «Дело врачей» 1952г. «Дело врачей» 1952г.

6. Зелёная шляпа. Слава русскому народу! Народу богатырю. Отстроим на славу! Народу-созидателю!

Слава Сталину, великому зодчему коммунизма! «Следы преступления».

Апогей – наивысшая точка развития, расцвет Объясните термин «апогей сталинизма». Все элементы тоталитарной системы абсолютное господство единственной правящей партии, культ вождя, единая господствующая идеология, исправно функционирующий репрессивный аппарат были в послевоенный период укреплены и усилены. Гайки были завинчены до предела. Дальнейшее ужесточение режима было невозможным. Наследники Сталина это ясно осознавали.

Давайте повторим! 1.О ком могли быть сказаны эти слова? … он – величайший и значительнейший из наших современников… во весь свой рост он возвышается над всей Европой и Азией, над прошедшим и над будущим. Это самый знаменитый и самый неизведанный человек в мире… А) Сталин б) Мао Цзедун В) Черчилль г) Трумэн

Рюмин неопровержимо доказал, что вся эта братия – Вовси, Коган, Фельдман, Гринштейн, Этингер, Егоров, Василенко и другие – давно уже потихоньку сокращает жизнь нашему высшему руководству. Жданов, Димитров, Щербаков – список жертв мы сейчас уточняем – дело рук этой банды… а самое главное – это всё агентура еврейской буржуазно- националистической организации «Джойнт». Большинство обвиняемых признались… А) «мингрельское дело» Б) «дело врачей» В) «Ленинградское дело» 2. О каком событии послевоенной истории идёт речь в этом отрывке?

3. О чём идёт речь в этом отрывке? К какому времени относится событие? Политбюро ЦК ВКП(б) считает, что отмеченные выше противогосударственные действия явились следствием того, что у указанных товарищей нездоровый, небольшевистский уклон, выражающийся в демагогическом заигрывании с Ленинградской организацией, охаивании ЦК ВКП(б)… и попытках таким образом отдалить Ленинградскую от ВКП (б)… А) «дело врачей» 1) 1953г. Б) «ленинградское дело» 2) 1949г. В) «мингрельское дело» 3) 1945г.

4. Выделите события, произошедшие в гг. А) переименование ВКП (б) в КПСС; Б) начало коллективизации; В) начало индустриализации; Г) борьба с «бандеровцами» на Украине; Д) «оттепель» в духовной жизни; Е) репрессии против советских полководцев.

Какие эмоции вы испытали на уроке? Что вызвало особое затруднение?

Спасибо за работу!!!