Проектная работа выполнена учеником 10 « Б » класса Суворовым Алексеем
Транспортный комплекс – самостоятельная отрасль народного хозяйства страны. Транспорт призван удовлетворять потребности хозяйства и населения в перевозках, связывая в единое целое различные отрасли хозяйства и районы страны. Транспорт не создает новую продукцию, а перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства ( оказывает услугу ), увеличивая её стоимость на величину транспортных расходов. Транспорт играет важную роль в развитии внешнеэкономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Железнодорожный Автомобильный Трубопроводный Морской Речной Авиационный Электронный Транспортная сеть России включает 162 тыс. км железнодорожных линий и подъездных путей, 745 тыс. км автодорог, 115 тыс. км внутренних водных путей, 600 тыс. км воздушных линий, 214 тыс. км магистральных трубопроводов. В транспортном комплексе занято более 3,2 млн. человек (4,6% от общей численности работающего населения страны ).
Это обусловлено экономико - географическими особен - ностями нашей страны. Железнодорожный транспорт – один из видов транспорта общего пользования. Он эффективен для перевозки грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров – на линиях пригородного сообщения и на дальние расстояния. Главная задача железных дорог России – обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части РФ.
Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, низкой себестоимостью перевозок
Этот транспорт принимает на себя основную часть потоков массовых грузов ( угля, руды, леса, зерна, металла и т. д.) Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок грузов на рынке транспортных услуг достигает 60%, а перевозки пассажиров – 47 % Железные дороги РФ, располагая 11-12% общей протяженности железных дорог мира, выполняют более 30% грузооборота.
1837 год – открыта первая железная дорога между Петербургом и Царским Селом 1842 год – создан Департамент железных дорог 1843 год – начало строительства железной дороги Санкт - Петербург – Москва 1860 гг. – строительство Нижегородского, Ярославского и Курского вокзалов в Москве 1864 год – открытие железной дороги Москва - Нижний Новгород 1865 год – создано Министерство путей сообщения ( протяженность железных дорог в России – 3000 км ) 1891 год – начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали 1913 год – общая длинна железных дорог России – 71,7 тыс. км (II место по протяженности в мире после США ) В середине XX века интенсивность железнодорожных перевозок резко сократилась из - за увеличения числа автомобилей и развития авиаперевозок
Железные дороги России имеют важное значение в развитии межгосударственных связей со странами ближнего зарубежья и международных перевозок 1. Обеспечивает функционирование и развитие товарного рынка страны 2. Удовлетворяет потребности населения в передвижении 3. Удовлетворяет транспортные потребности народного хозяйства
Железнодорожный транспорт разделяют на : Транспорт общего пользования Магистральный, или внешний транспорт Ведомственный транспорт Внутрихозяйственный транспорт
Основой технологии работы является : теория расписаний ( график движения ) план формирования поездов по направлениям движения Принципы работы железных дорог : на занятый перегон не может выйти другой поезд управление транспортным процессом осуществляется через диспетчерский центр грузы следуют между сортировочными станциями смена бригады паровоза производится через км, а локомотива – через 1000 км.
Основная научная проблема – повышение скорости движения
Обеспеченность экономических районов России железными дорогами неодинакова Плотность железных дорог по России – 50 км на км 2 Производственно - технологический комплекс железнодорожного транспорта – сложная инфраструктура, в основе которой лежит сеть железных дорог. В настоящее время на территории РФ она состоит из 17 региональных железных дорог Общая протяженность железных дорог России – около 87 тыс. км
ограниченная маневренность из - за « привязки » к колее высокая первоначальная стоимость основных фондов высокая металлоёмкость, трудоёмкость, низкая производительность труда
Проблема влияния транспорта на окружающую среду имеет два аспекта : Использование транспортом природных ресурсов ( топливных, лесных, земельных ) Транспортное загрязнение среды ( шум и вибрации )
Транссиб или Великий Сибирский Путь ( историческое название ) железная дорога через Евразийский континент, соединяющая Москву и крупнейшие восточно - сибирские и дальневосточные промышленные города России. Длина магистрали 9288,2 км это самая длинная железная дорога в мире. Транссиб проходит по территории двух частей света – Европы (1777 км ) и Азии ( почти 7512 км ) – и пересекает Евразию с Запада на Восток. На Европу приходится 19,1 % длины Транссиба, на Азию – 80,9 %. Условной границей Европы и Азии принят й км Транссиба
Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле. Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.
Основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте : естественный физический износ технических средств нарушение правил эксплуатации усложнение технологий ошибки диспетчеров невнимательность и халатность машинистов увеличение численности, мощности и скорости транспортных средств несоблюдение населением правил личной безопасности
На экспериментальной линии самый мощный газотурбовоз ГТ провёл состав из 159 вагонов протяженностью 2200 м и общим весом 15 тысяч тонн. Технические параметры магистрального газотурбовоза « ГТ 1-001»: максимальная мощность кВт сила тяги с места 883 кН, сила тяги продолжительного режима 620 кН общий вес двухсекционного локомотива 300 тонн конструкционная скорость 100 км / час запас топлива ( сжиженный природный газ ) 17 тонн запас хода ( без дозаправки ) 750 км. 23 января 2009 года ОАО « РЖД » получило Диплом Книги рекордов Гиннесса за создание самого мощного в мире магистрального газотурбовоза.
В Петербурге презентовали самый быстрый поезд в России – « Сапсан ». До Москвы на нем можно будет добраться за 3 часа 45 минут. Поезд может развивать скорость до 250 км / ч. Но на испытаниях он достиг и в течение двух минут удерживал скорость 291 км / ч. В течение ближайших лет в Россию поставят еще восемь таких поездов. Их пустят по направлениям на Нижний Новгород и Сочи. Через год этот поезд составит серьезную конкуренцию авиакомпаниям.
Список используемой литературы : 1. Гладкий Ю. Н., Доброскок В. А., Семенов С. П. « Экономическая география России ».– М.; Просвещение, Громов Н. Н., Панченко Т. А., Чудновский А. Д. « Единая транспортная система ». – М.; Транспорт, « Железнодорожный транспорт »/ Ж. д. транспорт, 7– Википедия. http: //ru.wikipedia.org 5. Российские Железные Дороги. http: //