Межпредметные связи в обучении и воспитании Единый методический день г. МОУ «СОШ 7» г. Острова
Значение и актуальность Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно- теоретической подготовки учащихся. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно- теоретической подготовки учащихся.
В педагогической литературе имеется более 30 определений МПС, т.е. существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. 1) « Межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественно- научных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе». (В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин) Определение МПС
2) «Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин». 3) « Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками». (Ф.П.Соколова)
Технология межпредметного урока Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока..
Классификация интегрированных уроков Интегрированные уроки именуют межпредметными. Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин. Конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам; Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, элективных курсов.
Основные направления осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса Усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала. Теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приёмах обучения. Комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации. Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.
Методика творческой работы учителя по реализации МПС в обучении Изучение раздела "Межпредметные связи" по курсу преподаваемого учебного предмета и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы. Поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов. Разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках. Разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения. Разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.
Межпредметные связи во внеклассной работе Внеклассная работа открывает дополнительные возможности для осуществления межпредметных связей, стимулирующих самообразование учащихся: их обращение к дополнительной литературе, повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения, расширение кругозора в результате организованного общения.
Межпредметные декады декада математики, физики проходит по тематике: «Физика в твоей профессии», «Связь математики с другими предметами», «Физики – лирики» и др. Уроки межпредметного содержания: «Урок эрудитов» и «Урок по интересам», в содержании которых прослеживается связь с математики с астрономией, химией, математикой, биологией, экологией. Комплексные вечера, межпредметные конференции, профориентационные выставки, межпредметные КВНы. Межпредметные олимпиады (политехническая, литературно- физической, естественно-математической и др.), конкурсы эрудитов.
Условия эффективности организации работы по реализации МПС: Выдвижение комплексной проблемы, позволяющей группировать знания из разных предметов вокруг одного объекта познания. Включение воспитательных задач, вопросов практической деятельности учащихся во внеклассные мероприятия межпредметного содержания. Опора на уже имеющиеся устойчивые интересы учащихся и умение найти такую совместную работу для учеников с разными интересами, которая вызвала бы потребность в изучении общей для них области знаний. Закрепление, расширение и углубление объёма знаний, полученных на уроках, использование научно-популярной литературы по предметам, тесная связь учебной и внеклассной работы.
Литература: Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока.- Ростов н/Д: Учитель, Литература: