Тема работы: Тайны устного счёта. Секция: математики Муниципальное общеобразовательное учреждение «Абазинская средняя общеобразовательная школа 50» Информационно - поисковый проект ученицы 6 «А» класса, Распутиной Анастасии
Цель моей работы – найти способы устных вычислений, для повышения вычислительной культуры и развития интереса к урокам математики. Задачи: Найти и изучить материал по данной теме «Тайны устного счёта»; Выделить основные способы, которых легко можно использовать на уроках, сделать выводы, по использованию данных видов устных вычислений; Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
Немного истории…
Система счёта.
Способы сложения. Проще складывать числа по разрядам: отдельно сложив десятки и единицы, а потом сложив эти две суммы. Примеры к первому способу поразрядного сложения: = ( )+( )=190+20= = ( )+( )=170+20=190
Способ вычитания. Вычитание путём уравнивания числа единиц последних разрядов уменьшаемого =( ) -1=20 - 1= =( ) - 3= = = ( ) - 1= = = ( ) - 1= =319
Умножение и деление на 5, 50, 500 и т. д. Например: 50 = 100 : 2 и т.д =(54 10) : 2 = 540 : 2 = = (54 : 2) 10 = : 50 = : = : 50 = :100 =216
Умножение двузначных чисел, меньших, чем 20. К одному из чисел надо прибавить количество единиц другого, эту сумму умножить на 10 и прибавить к ней произведение единиц данных чисел: = (18 + 6) = = 288. Описанным способом можно умножать двузначные числа, меньшие 20, а также числа, в которых одинаковое количество десятков: = (23 + 4) = = = 562.
Умножение двузначного числа на 101. Пожалуй, самое простое правило: припишите ваше число к самому себе. Умножение закончено. Пример: =
Умножение числа на 11 Следует "раздвинуть" цифры числа, умножаемого на 11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр, причем если эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу перенести в старший разряд. Пример: = 374, так как = 7, семерку помещаем между тройкой и четверкой = 748, так как = 14, четверку помещаем между семеркой (шестерка плюс перенесенная единица) и восьмеркой
Умножение на 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99. Чтобы двузначное число умножить 22,33, …,99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа на 11. Выполнить умножение сначала на однозначное число, а потом на 11: = = = = = = 1518
Умножение на 37. При умножении числа на 37, если данное число кратно 3, его делят на 3 и умножают на =(27 : 3) (37 3) = 9 111= 999 Если же данное число не кратно 3, то из произведения вычитают 37 или к произведению прибавляют = (24 - 1) 37 = (24 : 3) (37 3) – 37 = 888 – 37 = 851.
Возведение в квадрат числа, оканчивающееся на 5. Число десятков умножаем на следующее число десятков и прибавляем = 225 = (или 1 2 и приписываем справа 25) = = 1225 (3 4 и приписываем справа 25) = = 4225 (6 7 и приписываем справа 25)
Таблица умножения на 9
Теперь попробуем решить примеры 1)9 х 5 = 45 Чтобы решить это на пальцах, вы только должны посмотреть, сколько пальцев от 5-го пальца налево и сколько направо: налево 4 пальца – это 4 десятка, направо 5 – это 5 единиц, значит, ответ будет 45. 1)9 х 5 = 45 Чтобы решить это на пальцах, вы только должны посмотреть, сколько пальцев от 5-го пальца налево и сколько направо: налево 4 пальца – это 4 десятка, направо 5 – это 5 единиц, значит, ответ будет 45.
Секреты таблицы умножения числа 5. 5 *2 = 10 5 * 3 = 15 5 *4 = 20 5 * 5 = 25 5* 6 = 30 5 * 7 = 35 5* 8 = 40 5 * 9 = 45 Мои наблюдения: 1. Произведения заканчиваются цифрами 5 или Если второй множитель четный, то произведения заканчиваются на Если второй множитель нечетный, то произведения заканчиваются цифрой А цифра в разряде десятков может быть получена представлением второго множителя в виде суммы одинаковых чисел, одно из которых берем в десяток, если есть остаток, его надо отбросить.
Заключение: В результате проделанной работы я выполнила следующие задачи: Изучила литературу по данному вопросу. Научилась использовать описанные способы. Выступила перед своими одноклассниками и ознакомила их с приемами быстрого умножения. В перспективе на будушее я планирую продолжить работу с числами, так как в нашей жизни, числа играю важную роль.