Лексика и фразеология Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.
Цель Повторить сведения о лексике и фразеологии, полученные в 5 – 6 классах Закрепить умение различать разные виды лексики, использовать их в своей речи Воспитывать бережное отношение к родному языку
Проверка домашнего задания Прочитайте составленные предложения ( упр. 10). Ответьте на вопросы : Сколько основ в предложениях ? Назовите виды сложных предложений. Что помогает вам правильно определить вид сложного предложения ? Расскажите о пунктуации в сложном предложении.
Вопросы на повторение изученного Какие языки возникли из древнерусского языка ? К какой языковой группе относятся польский, чешский, словацкий, лужицкий языки ? К какой языковой группе относятся болгарский, сербский, хорватский, словенский и македонский языки ?
Повторение по теме урока Что изучается в лексике ? во фразеологии ? Какие виды лексики русского языка вам известны ? Назовите их. Приведите примеры слов, относящихся к разным видам русской лексики.
Поэтическая минутка - Кто вы ? - Мы лисички, Дружные сестрички. - Ну а вы - то кто же ? - Мы лисички тоже. - Как, с одной - то лапкой ? - Нет, еще со шляпкой. - О каком лексическом явлении идет речь в стихотворении ?
Как называются такие слова ? Гранат - южное дерево, а так же его круглый темно - красный плод кисло - сладкого вкуса. Гранат – драгоценный камень, преимущественно темно - красного цвета
Замените повторяющиеся слова синонимами 1. Трудно учиться в таких трудных условиях. 2. Нападающие нападают смело, решительно. 3. Это выдающийся человек, у него выдающаяся память и выдающиеся способности.
Среди данных слов найдите антонимы Активный, шумный, деятельный, богатый, радость, веселье, бедный, бесшумный, ранний, серьезный, поздний, грустный.
Найдите в тексте заимствованные слова А из Англии футбол Прямо в бутсах к нам пришел, Вслед за ним пришел хоккей, А до этого жокей, Теннис, яхта, бокс, рекорд, Чемпион, тайм - аут, спорт. ( Я. Козловский ) Выпишите заимствованные слова в тетрадь
Какие два вида устаревших слов и два вида неологизмов вам известны ? Приведите примеры. Составьте 2 предложения : одно с устаревшим словом, а другое с неологизмом.
В стихотворении С. А. Есенина есть такие строки : « Пахнет рыхлыми дрочёнами, У порога в дёжке квас …» « Старый кот к махотке крадется На парное молоко.» Как называются выделенные слова ? Каково их лексическое значение ?
Самостоятельная работа Упр. 16. Выпишите из стихотворения фразеологизм : 1 вариант : из первого четверостишия ; 2 вариант : из второго четверостишия.
Задание на дом Упражнение 13 ( с. 8)