Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа» Тема проекта : «Химическое загрязнение загрязнение почвы» почвы» Творческое название проекта: «Экологическая катастрофа почвы» АвторФиотович Света, 9 класс Автор: Фиотович Света, 9 класс Руководитель: Ромашкина М.М., учитель химии, 1 категория. химии, 1 категория.
Основополагающий вопрос Химия Кто виноват Человек ?
Проблемные вопросы: Что представляет собой почва как экосистема? Что представляет собой почва как экосистема? Какую роль играет почва в круговороте веществ в природе? Какую роль играет почва в круговороте веществ в природе? Каково значение почв ? Каково значение почв ? Как и чем происходит загрязнение почв? Как и чем происходит загрязнение почв? Как влияют на растения токсические вещества, попавшие в почву в результате экологической катастрофы, и каковы последствия этого влияния? Как влияют на растения токсические вещества, попавшие в почву в результате экологической катастрофы, и каковы последствия этого влияния? Каковы источники антропогенного загрязнения почв в с. Дмитриевка? Каковы источники антропогенного загрязнения почв в с. Дмитриевка? ?
Научные дисциплины «Химия» «Химия» «Экология» «Экология» «Физическая география России» «Физическая география России» «Биология» «Биология» «Информатика» «Информатика» Участник проекта: Фиотович Светлана ученица 10 класса Фиотович Светлана ученица 10 класса
Этапы реализации проекта Этапы проекта Содержание деятельности Сроки 1 этап подготовка и планирование Постановка цели, выявление проблемы, формулировка задач; Постановка цели, выявление проблемы, формулировка задач; Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов и методов; Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов и методов; Самообразование и актуализация знаний (сообщения, рефераты); Самообразование и актуализация знаний (сообщения, рефераты); Продумывание хода деятельности Продумывание хода деятельности Октябрь – ноябрь 2008 г 2 этап 2 этаписследование Выращивание растительных объектов; Выращивание растительных объектов; Проведение эксперимента и фотосъёмка. Проведение эксперимента и фотосъёмка. Ноябрь 2008 г – декабрь 2009 г. 3 этап результаты и выводы Подготовка презентации проекта; Подготовка презентации проекта; Подготовка буклета, веб – сайта, информационного бюллетеня; схем Подготовка буклета, веб – сайта, информационного бюллетеня; схем Подготовка к защите проекта. Подготовка к защите проекта. Январь – март 2009 г 4 этап результаты их оценка результаты их оценка Защита проекта; Защита проекта; Обсуждение результатов; Обсуждение результатов; Доводка проекта. Доводка проекта. Март 2009 г
Актуальность проблемы Почва - наиболее чувствительная к антропогенному воздействию и самая тонкая оболочка Земли. Почва - наиболее чувствительная к антропогенному воздействию и самая тонкая оболочка Земли. уменьшение площадей почв происходит во много раз быстрее, чем их образование. уменьшение площадей почв происходит во много раз быстрее, чем их образование. все в более широких масштабах проявляется антропогенное загрязнение почвы. все в более широких масштабах проявляется антропогенное загрязнение почвы. глобальная экономика приводит к росту промышленных отходов, существенно влияет на химический состав почвы, уменьшая её плодородие, формирует техногенные пустыни. глобальная экономика приводит к росту промышленных отходов, существенно влияет на химический состав почвы, уменьшая её плодородие, формирует техногенные пустыни.
Актуальность проблемы Именно поэтому чрезвычайно важно изучение биохимического значения почвенного покрова, его современного состояния и изменения под влиянием антропогенной деятельности. Именно поэтому чрезвычайно важно изучение биохимического значения почвенного покрова, его современного состояния и изменения под влиянием антропогенной деятельности. Эта проблема не оставила нас равнодушными и мы решили изучить химическое загрязнение почв, смоделировать некоторые экологические катастрофы и рассмотреть влияние токсических веществ, попавших в почву в результате этих катастроф, на живые организмы. Эта проблема не оставила нас равнодушными и мы решили изучить химическое загрязнение почв, смоделировать некоторые экологические катастрофы и рассмотреть влияние токсических веществ, попавших в почву в результате этих катастроф, на живые организмы.
Список литературы Арустамов Э.А. Природопользование.. М.: Дашков и Ко Арустамов Э.А. Природопользование.. М.: Дашков и Ко Валова В.Д. Основы экологии. М. :Дашков и Ко Валова В.Д. Основы экологии. М. :Дашков и Ко «Влияние атмосферного загрязнения на свойства почв» - М.: МГУ, «Влияние атмосферного загрязнения на свойства почв» - М.: МГУ, «Географический энциклопедический словарь». М.: Педагогика «Географический энциклопедический словарь». М.: Педагогика Добровольский Г. В., Гришина Л. А. «Охрана почв» - М.: МГУ, Добровольский Г. В., Гришина Л. А. «Охрана почв» - М.: МГУ, Ильин В. Б. «Тяжёлые металлы в системе почва-растение» - Новосибирск: Наука, Ильин В. Б. «Тяжёлые металлы в системе почва-растение» - Новосибирск: Наука, Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. М.: Дрофа Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. М.: Дрофа.1995.
Список литературы: Круглов Ю. В. «Микрофлора почвы и пестициды» - М.: Агропромиздат, Круглов Ю. В. «Микрофлора почвы и пестициды» - М.: Агропромиздат, Михеев А.В., Константинов В.М.Охрана природы. М.: Высшая школа Михеев А.В., Константинов В.М.Охрана природы. М.: Высшая школа Родзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы».М.: Просвещение Родзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы».М.: Просвещение Рэуце Н., Кырста С. «Борьба с загрязнением почвы» - М.: Агропромиздат, Рэуце Н., Кырста С. «Борьба с загрязнением почвы» - М.: Агропромиздат, Соколова Т. А., Дронова Т. Я. «Изменение почв под влиянием кислотных выпадений» - М.: МГУ, Соколова Т. А., Дронова Т. Я. «Изменение почв под влиянием кислотных выпадений» - М.: МГУ, Химия в школе. М.: Школа – Пресс Химия в школе. М.: Школа – Пресс Энциклопедический словарь юного географа – краеведа. М.: Педогогика Энциклопедический словарь юного географа – краеведа. М.: Педогогика.1981.
Исследование 1: «Имитация экологической катастрофы почвы» Цель:изучение влияния токсических веществ, попавших в почву в результате экологической катастрофы, на растения. Цель: изучение влияния токсических веществ, попавших в почву в результате экологической катастрофы, на растения. Объект: проростки бобовых растений на стадии 2-3 настоящих листьев. Методы: эксперимент эксперимент наблюдение наблюдение описание описание
Исследование 2: «Химическое загрязнение почв в селе Дмитриевка» Цель: выявить основные источники химического загрязнения в селе. Объект: местные сельскохозяйственные предприятия по производству и переработке продукции» Методы: наблюдение; наблюдение; описание; описание; интервьюирование. интервьюирование.
Карта проекта: Веб – сайт, Веб – сайт, Веб – сайт, Веб – сайт, реферат – «Почва: состав, строение, роль в круговороте веществ». реферат – «Почва: состав, строение, роль в круговороте веществ». реферат – «Почва: состав, строение, роль в круговороте веществ». реферат – «Почва: состав, строение, роль в круговороте веществ». Буклет – «Значение почв». Буклет – «Значение почв». Буклет – «Значение почв». Буклет – «Значение почв». Информационный бюллетень- «Загрязнение почв. Важнейшие загрязнители почв». Информационный бюллетень- «Загрязнение почв. Важнейшие загрязнители почв». Информационный бюллетень- «Загрязнение почв. Важнейшие загрязнители почв». Информационный бюллетень- «Загрязнение почв. Важнейшие загрязнители почв». Презентация – «Исследование: «Имитация экологической катастрофы почвы». Презентация – «Исследование: «Имитация экологической катастрофы почвы». Презентация – «Исследование: «Имитация экологической катастрофы почвы». Презентация – «Исследование: «Имитация экологической катастрофы почвы». Презентация – исследование «Источники антропогенного загрязнения почв в селе Дмитриевка» Презентация – исследование «Источники антропогенного загрязнения почв в селе Дмитриевка» Презентация – исследование «Источники антропогенного загрязнения почв в селе Дмитриевка» Презентация – исследование «Источники антропогенного загрязнения почв в селе Дмитриевка»
Выводы: почва –это экосистема, где взаимодействует большая часть элементов биосферы: вода, воздух, живые организмы. почва –это экосистема, где взаимодействует большая часть элементов биосферы: вода, воздух, живые организмы. почва – это часть биологического круговорота «почва –растения-(животные-микроорганизмы)- почва», где происходит образование и разрушение органических соединений, в итоге осуществляется круговорот химических элементов. почва – это часть биологического круговорота «почва –растения-(животные-микроорганизмы)- почва», где происходит образование и разрушение органических соединений, в итоге осуществляется круговорот химических элементов. почва – великая лаборатория, арсенал, доставляющий средство труда, предмет труда, место для поселения людей; она обеспечивает условия жизни человечества, его здоровье; почва – великая лаборатория, арсенал, доставляющий средство труда, предмет труда, место для поселения людей; она обеспечивает условия жизни человечества, его здоровье; от состояния почвы зависят чистота и состав атмосферы, наземных и подземных вод. от состояния почвы зависят чистота и состав атмосферы, наземных и подземных вод.
Выводы: Загрязняющие вещества попадают в почву с атмосферными осадками, осаждаются в виде пыли и аэрозолей, поглощаются непосредственно почвой, с растительным опадом. Загрязняющие вещества попадают в почву с атмосферными осадками, осаждаются в виде пыли и аэрозолей, поглощаются непосредственно почвой, с растительным опадом. Главным виновником загрязнения почв является человек. Он загрязняет почву мусором, выбросами, отвалами, отстойными породами, пестицидами, тяжёлыми металлами, удобрениями и радиоактивными веществами. Главным виновником загрязнения почв является человек. Он загрязняет почву мусором, выбросами, отвалами, отстойными породами, пестицидами, тяжёлыми металлами, удобрениями и радиоактивными веществами. Вещества, попавшие в почву в результате экологических катастроф, вызывают угнетение жизнедеятельности растений и их гибель. Вещества, попавшие в почву в результате экологических катастроф, вызывают угнетение жизнедеятельности растений и их гибель.
Выводы: в селе Дмитриевка основным виновником антропогенного загрязнения почв является сельскохозяйственная деятельность человека. в селе Дмитриевка основным виновником антропогенного загрязнения почв является сельскохозяйственная деятельность человека.
Выводы: химия в XXI веке жизненно необходима миру. Она – волшебная палочка: в руках умных, знающих, добрых людей приносит пользу и помогает человечеству. химия в XXI веке жизненно необходима миру. Она – волшебная палочка: в руках умных, знающих, добрых людей приносит пользу и помогает человечеству. химия открыла перед человечеством широкие перспективы, сделала его счастливым. химия открыла перед человечеством широкие перспективы, сделала его счастливым. химия оказалась верным союзником и трудолюбивым помощником природы. химия оказалась верным союзником и трудолюбивым помощником природы. химия не виновата. Только от человека зависит, чем станет химия для нашего мира – гибелью или спасением. химия не виновата. Только от человека зависит, чем станет химия для нашего мира – гибелью или спасением.