Севостьянова Ольга Викторовна
«Метод проектов» «Портфолио» «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» «Дебаты» «Сообщество»
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики, в настоящее время реализуется более чем в 29 странах мира.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)
универсальная проникающая «надпредметная» технология, открытая диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями Может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)
Дайана Халперн в книге «Психология критического мышления» пишет следующее: «Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи». Определение понятия «критическое мышление»
М.В. Кларин: «Критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности ( умения), так и предрасположенность (установки)». Определение понятия «критическое мышление»
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» (Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие «Как учатся дети: Свод основ»). Определение понятия «критическое мышление»
Параметры критического мышления: Критическое мышление есть мышление самостоятельное; Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления; Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить; Критическое мышление стремится к убедительной аргументации; Критическое мышление есть мышление социальное. Д.Клустер «Что такое критическое мышление?» (международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена» 2001, 4) Определение понятия «критическое мышление»
Фаза вызова (evocation) актуализация имеющихся знаний формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к теме
Фаза осмысления содержания / реализации смысла (realization of meaning) активное получение информации соотнесение нового с уже известным систематизация полученной информации отслеживание собственного понимания
Фаза рефлексии (reflection) суммирование и систематизация новой информации выработка собственного отношения к изучаемому материалу формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле анализ собственных мыслительных операций
Фаза рефлексии (reflection) суммирование и систематизация новой информации выработка собственного отношения к изучаемому материалу формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле анализ собственных мыслительных операций
время активность разнообразие идей разрешение право на риск уважение ценность
Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Заказ подготовки педагогов: Тел.: (846)