Русский язык как развивающееся явление Вводный урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.
Цель повторить сведения о русском языке, полученные 5 – 6 классах, и расширить их ; повторить определения понятий « тема », « главная мысль »; повторить правила орфографии и пунктуации, изученные в предыдущих классах.
Запишите высказывание Вот три языка – русский, украинский и белорусский. Они братья и, так сказать, в прямом смысле : у них общий « родитель » - древнерусский язык. Потому они очень похожи « лицом »… Русский, украинский и белорусский – « дети » древнерусского. Он, в свою очередь, « сын » того языка, на котором говорили все славяне, когда они были еще единым народом, жившим на небольшой территории. Правда, ученые спорят о том, где эта территория находилась. Ее ищут и в нынешней Польше, и у подножия Карпатских гор, и в степях Южной Украины. Этот общий язык древних славян так и называется – общеславянский. ( А. Леонтьев )
Беседа по тексту Какой язык называется древнерусским ? Какой язык называется общеславянским ? Найдите в тексте сложные слова и объясните их правописание. Объясните, почему пишется на территории, но в Польше ; одно н в слове единый ; слитно не в слове небольшой. Найдите в тексте слова с переносным значением и определите его.
Работа с учебником Прочитайте текст упражнения 1. Как называются языки русский, украинский, белорусский ? Назовите западнославянские языки. Назовите южнославянские языки. ( прочитаем стихотворение Я. Хелемского и подумаем над ним )
Минутка поэзии Декабрь – по-белорусски снежань. Какая точность в слове том. В нем каждый звук пушист и нежен, И свеж, и светел, и весом. Оно осыпано порошей, В нем – свист полозьев, блеск чудес, Оно напоминает лес, Мерцаньем инея поросший. А украинское кохання Благоуханно, горячо, Как милой чистое дыханье Согревшее твое плечо. Кохання лишь на слог длиннее, Чем емкое любовь … А вот Живет, замены не имея. – Немыслим точный перевод. О, непокорность близких слов, Родившихся в соседних чащах, При общности своих основ, Самостоятельно звучащих. Из них любое – мир особый, Особый дух, особый склад. В переложении попробуй Сберечь их вкус и аромат. Родство сплетенных языков И неизбежное различье … В корнях биенье родников. В листве – многоголосье птичье.
Задание к минутке поэзии Какова тема стихотворения Я. Хелемского ? Найдите главную мысль этого стихотворения. Как вы ее понимаете ?
Словарная работа Запишите в словарь новые слова: Восточнославянский Западнославянский Южнославянский Древнерусский Общеславянский
Домашнее задание Повторить : Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях ; Правописание приставок ; Правописание окончаний в существительных и прилагательных ; О - Е после шипящих ; НЕ с существительными, прилагательными и глаголами.