Учитель русского языка и литературы – Воронков А. М. Сохновка, 2010 Урок русского языка в 10 классе Тема : « Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии и орфографии ».
Цель урока : В конце данного урока учащиеся должны вспомнить основной материал по разделам наук о языке ; закрепить полученные знания на письме ; продолжать развивать коммуникативные навыки.
Фонетика – это … Затранскрибируйте следующие слова : ВЕСНА, СОЛНЦЕ, УНЕСЁННЫЕ, ЕЛЬ. Посчитайте количество букв и звуков в данных словах, которые вы затранскрибировали. Вспомните понятия ассонанс, аллитерация. Шумел камыш, шелестя, шурша и шатаясь. Во поле берёзка стояла, во поле кудрявая стояла.
Графика – это … Что вы можете сказать о современном виде искусства ГРАФИТИ ? Родственные ли это слова ?
Орфоэпия – это … Расставьте правильно ударение в данных словах : Ходатайство, августовский, статуя, щавель, торты, шарфы, краны, наврала, обогнала, на гору, под ноги, звонит, кружится, начала, начал, кухонный, сливовый, грушевый, документ, каталог, афера, баловать, завидно, свекла, форзац, яичница.
Орфография – это … Зачем нужна орфография в русском языке ? Какие виды орфограмм вы знаете ? Приведите примеры. Подумайте, какого рода данные слова : педагог, мастер, умница, задира. Определит е род существительных : пальто, кимоно, пенальти, торнадо, кофе, хинди, салями, брокколи, авеню.
Проверь себя : Пальто – ср. р. кимоно – ср. р. Пенальти – м. р. Торнадо – м. р. Кофе – м. р. Хинди – м. р. Салями – ж. р. Брокколи – ж. р. Авеню – ж. р.