Математическая и мифологическая символика в образной системе романа Евгения Замятина «Мы» Выполнила: Филимонова Диана, 11Б класс МБОУ СОШ 23 Преподаватель: Хорева Светлана Николаевна
Мифы и легенды в романе: R-13 - миф об изгнании из рая Благодетель - распятие Иисуса Христа Д-503: легенда о Прометее; слово «башня» в различных смысловых контекстах символ Вавилонской башни; Упоминание имён Пушкина и Достоевского. Система персонажей библейского мифа = системе персонажей в романе.
Д-503 Адам Моральное падение Познаёт запретный вкус свободы, страсти и знания Выходит за пределы рая и узнаёт о существовании иного мира за Зелёной Стеной Наказан и изгнан из рая Трагедия одного человеческого «Я»
Бог Отец БлагодетельД-503 Мефи (I-330) Бог Сын Дьявол (Мефистофель)
Сознание Д-503 через план города Жизнь за Зелёной Стеной: природа, цветы, револю- ционная органи- зация «Мефи» - Иррациональное пространство Город рацио Зелёная стена Древний Дом
2 группы персонажей: 1.Воплощают свойства героя Д- 503, являясь своеобразными двойниками: R-13, I-330. «Все вы мои тени» 2.Противопоставляют героя перед лицом той или иной «вечной ситуации»: Благодетель, Ю, О-90. «Все вы мои тени»
Благодетель I-330 Хозяин мира-рацио Хозяйка мира подсознания БОРЬБА Смерть героини = смерть души, музыки в Д R-13 Чувственность, ирония, поэтическое, истинно свободное мышление, способность «просто так любить». Смерть R-13 = смерть поэта в Д
ОЮ Старуха Желание испытать счастье материнства, истинно женское начало в О; материнский деспотизм в Ю, черты бабушки в привратнице Древнего Дома Роль жены и матери, тема материнства, детства
Связь Д-503 с другими персонажами RД О 1.Мать – старуха 2.Отец – Благодетель 3.Жена – О 4.Ребёнок 5.Любовница – I 6.Новый треугольник: Д – О – I
Цифровая символика: Иррациональность Бесконечность Неизвестные Арифметика (Единое Государство) Высшая математика (Мефи)
Геометрия в романе «Мы»: Символ О-90 – окружность Символ I – отрезок прямой Символ S-4711 – S-образные формы
Алгебра в романе «Мы»: Д мыслит и мечтает формулами Имя I-330 image - мнимый, мнимая величина = -1 Образ I приносит в роман три знака- метафоры: Загадочность ( x ) Непостижимость ( -1 ) Стремление к бесконечности ( )
Вывод: «Наука и искусство – одинаково в проектировании мира на какие-то координаты. Различные формы – только в различии координат. Все реалистические формы – проектирование на неподвижные, плоские координаты Евклидова мира. В природе этих координат нет, этого ограниченного, неподвижного мира нет, он – условность, абстракция, нереальность. И поэтому реализм нереален: неизмеримо ближе к реальности проектирование на мчащиеся кривые поверхности – то, что одинаково делают новая математика и новое искусство». Евгений Замятин
Спасибо за внимание!