1 Урок-кроссворд(русский язык 5 класс.) Обобщение и закрепление темы «Синтаксис»
2 Цели урока: 1. Повторить основные синтаксические понятия. 2. Повторить изученные по теме пунктограммы : Обращение Однородные члены предложения Сложное предложение Прямая речь
3 Напутствие в дорогу. Предложения для разбора взяты из произведений поэта, гордости русской литературы. Его имя нам предстоит узнать, это нетрудно будет сделать. Все термины в ходе выполнения заданий записываются в кроссворд. Если кроссворд будет заполнен правильно, то в выделенных клеточках вы прочитаете название вида предложения по наличию главных членов.
4 Задание 1 - разминка Мороз и солнце, день чудесный! Из какого стихотворения строка? Подумайте, кто автор? Назовите вид предложения по интонации. Выразительно прочитайте.
5 Задание 2: мини-диктант (10)Однажды (2)темною порой наш ~~~~~~ (6)витязь (5)ехал сам не свой. - кто такой «витязь»? - подчеркните выделенные слова как члены предложения; - запишите термины в кроссворд под соответствующими номерами ( 10,2,6,5); - какого члена предложения здесь нет? Запишите его под 1.
6 Задание 3 Послушайте предложение, определите на слух вид предложения по наличию второстепенных членов. - Запишите название предложения под 3 - Какие ещё виды предложений по наличию второстепенных членов вы знаете? - Приведите примеры.
7 Задание 4 Спишите предложение, расставьте запятые: Зимы ждала ждала природа снег выпал только в январе.
8 Как называется подчёркнутая часть одним словом? Запишите этот термин под 4. Сколько частей в этом предложении? Докажите. Как называется предложение с несколькими основами? Запишите термин под 12. Составьте схему. Есть ли ещё знаки препинания? Где и почему стоят? Объясните в схеме. Запишите термин под 11. А когда запятая не ставится при однородных членах предложения? О и О
9 Задание 5 - анализ предложения - Какое это предложение по количеству основ? Докажите. - Объясните знак. - Чем соединены части предложения? Запишите название под 7. - Ставится ли запятая в простом предложении перед союзом А? В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.
10 Задание 6 – слуховой диктант Послушайте предложение и определите его вид по цели высказывания. Запишите термин под 8. Какие ещё виды предложений по цели высказывания знаете?
11 Задание 7 – списывание Пора красавица проснись! - Определите синтаксическую роль выделенного слова. Запишите под 9. - Сколько запятых и почему в этом предложении?
12 Задание 7 – списывание Пора, красавица, проснись! - Определите синтаксическую роль выделенного слова. Запишите под 9. - Сколько запятых и почему в этом предложении?
13 Задание 8 – составление схемы Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» В чем особенность этого предложения? Составьте схему. Объясните знаки. - А: «П?» А : «П?»
14
15 Задание 9 - списывание Сегодня мы вспоминаем любимые произведения Пушкина стихи, сказки, поэмы. - Какого знака не хватает? Объясните его.
16 Задание 9 - списывание Сегодня мы вспоминаем любимые произведения Пушкина: стихи, сказки, поэмы. - Какого знака не хватает? Объясните его. : O, O, O. - Запишите название под 13.
17 Итог урока Какое слово получилось в выделенных клетках кроссворда? Из каких произведений были взяты строки?