Костюм как средство выражения внутреннего мира героя в литературе XIX века Автор работы: Абрамова Ю., ученица 9б класса Руководитель : Трошина О.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 8 г.Чехова 2008 год
Имидж (от английского image – облик, образ) Статус в обществе Обязательства Манера поведения Форма общения Стиль одежды
Предмет исследования: Выражение внутреннего мира героя художественной литературы 19 века через костюм.
Объект исследования: Внутренний мир героя «золотого»века русской литературы
Цели и задачи исследования: Изучить имеющуюся литературу по объекту исследования Сопоставить сведения, полученные из области «Мода XIX века» с данными первоисточников классики Показать внутренний мир героя произведения через его костюм
Актуальность исследования: Уметь показать собственное «Я», подчеркнуть свою индивидуальность Обогатить словарный запас Повысить речевую культуру Расширить познание окружающей действительности, что способствует более глубокому проникновению в художественный мир Н.В.Гоголя, А.С. Пушкина
Материал исследования: Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Методы исследования: Метод сравнительно- сопоставительных характеристик Метод словарных дефиниций Метод сплошной выборки Метод статического анализа
1 глава «Как dandy лондонский одет» 1762 году издан Манифест о вольности дворянства Дворянская мода распространилась по всей России.
Дендизм Термин связан с именем законодателя английской моды лорда Денди Бруммелля Слово "денди" появилось в английском языке в 1815 г. В русском языке в начале 1820-х г. воспринималось как необычный неологизм.
Как же одевались денди тех лет? На неделю 20 рубашек с накрахмаленным воротничком, жестким и тугим, в шутку его называли «отцеубийца» На шею подвязывали галстук (в переводе с немецкого «шейный платок») – на неделю 24 платка, которые завязывали бантом или узлом
Жилет ( XVII в. Франция, от имени комического театрального персонажа Жиля). Щеголи надевали до 5 жилетов сразу, причем нижний должен выглядывать из-под верхнего. Как же одевались денди тех лет?
Фрак - самая модная мужская одежда (XVIII век. Англия. Предназначался для верховой езды). Панталоны - штаны, сужающиеся ниже колен. Впервые их увидели на герое итальянской народной комедии смешном Панталоне. Дворянский запрет на панталоны нарушил в начале XIX века фельдмаршал Веллингтон. Как же одевались денди тех лет?
Предметы мужской одежды Жилет Фрак Панталоны Новые для русского человека предметы одежды Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет.
Домашняя одежда Халат (шлафрок) - парадная домашняя одежда, в которой можно было принимать гостей. Халат и туфли предлагает И подает ему бельё.
Головные уборы Цилиндр (XVIII в. Англия) – самый распространенный мужской головной убор Боливар - широкая шляпа, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара (в моду вошла в 1820 г.) Надев широкий боливар Онегин едет на бульвар.
Дополнительные признаки щёгольства «Стекла» - очки, монокли, лорнеты Двойной лорнет скосясь наводит На ложи незнакомых дам
Дополнительные признаки щёгольства Брегеты – часы на цепочке (названы по имени французского конструктора Брегета) И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед
Пушкинский герой Второй Чадаев, мой Евгений, Боясь ревнивых осуждений, В своей одежде был педант И то, что мы назвали франт. Он три часа по крайней мере Пред зеркалами проводил И из уборной выходил Подобный ветреной Венере…
Социальное положение и воспитание Определили основные черты характера Наложили отпечаток на его внутренний мир Богатство и роскошь – средства выражения его индивидуальности Нет: рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум
Залог успеха в свете Умение одеваться Вести себя в обществе Уметь хорошо одеваться – значит быть человеком тончайшего расчета. Именно в манере одеваться самое изысканное – изящная скромность, самое вульгарное – педантичная тщательность. Одевайтесь так, чтобы о вас говорили не «Как хорошо одет!», но «Какой джентльмен!» Э. Бульвер – Литтон, 1828г.
Выводы: При помощи костюма Евгений Онегин хотел: Скрыть несчастье и неуверенность в себе Доказать свою ценность Самоутвердиться Восполнить пустое место в общении
2 глава «Все мы вышли из шинели» Акакий Акакиевич Башмачкин герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» «маленький человек», задавленный жизнью петербургский чиновник
Башмачкин - рационалист ДУХОВНЫЙ МИР скуденодинокзамкнут Он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого–то рыжевато-мучного цвета…
«Худой гардероб!» Герой Стал предметом насмешек Замыкается в себе Перестает обращать внимание
Новая шинель Чувствует себя увереннее Меняется отношение коллег Внутренний мир становится богаче и интереснее Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков исчезло само собою сомнение, нерешительность – словом все колеблющиеся и неопределенные черты.
Частота употребления
Заключение: Евгений Онегин За безупречным видом скрывается слабость и несчастье героя Разнообразный гардероб служит маской для его переменчивой души Костюм помогает герою выделиться из толпы А. А. Башмачкин Неодушевленный предмет шинель смысл жизни
Выводы: Можно сделать вывод о том, что использование А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем описание костюма позволяет им достичь следующих целей: раскрыть образ и внутренний мир героя добиться реалистичности изображений создать свой идиостиль
Выводы: С течением времени одежда постепенно утратила своё первоначальное предназначение: Спасение от холода и повреждений Выражение достатка Средство самовыражения С внешней стороныС внутренней стороны
Практическая значимость исследования: Материалы исследования могут найти применение: В лексикографической практике В лекционных курсах При лингвистическом анализе текста, что способствует подлинному пониманию произведений словесно- художественного творчества.