Урок биологии в 8 классе. Тема: Среда обитания и внешнее строение млекопитающих. млекопитающих. Учитель биологии: Жигачева О.И. Учитель биологии: Жигачева О.И. Первая квалификационная категория. Первая квалификационная категория.
Тема: Среда обитания и внешнее строение млекопитающих Цель урока: дать общую характеристику животных класса Млекопитающих, раскрыть особенности их внешнего строения в связи со средой обитания. Показать черты сходства и отличия во внешнем строении млекопитающих, птиц и пресмыкающихся.
Кого из этих животных относят к группе млекопитающих и называют зверями? УтконосЛошадь Дикобраз Дельфины Летучаямышь Броненосец
Млекопитающие различаются и по своим размерам. Самый маленький зверёк землеройка-малютка – имеет тело массой 2грамма: Самое крупное животное из всех когда-либо живших на Земле – синий кит – имеет тело массой 130 тонн. Синий кит тяжелее землеройки в 65 миллионов раз!
Образ жизни и поведение зверей. У утконоса детёныш вылупляется из яиц: У утконоса детёныш вылупляется из яиц:\\ Детёныш кенгуру рождается недоразвитым: Детёныш кенгуру рождается недоразвитым: Новорожденные жеребята могут следовать за матерью: Новорожденные жеребята могут следовать за матерью: Появившиеся на свет котята совершенно беспомощны: Появившиеся на свет котята совершенно беспомощны:
Образ жизни и поведение зверей: Образ жизни и поведение зверей: Многие звери бодрствуют весь год: Многие звери бодрствуют весь год: А некоторые почти полгода проводят в спячке: А некоторые почти полгода проводят в спячке:
Выполните задание, опираясь на имеющиеся знания: 1. Вспомните, какие среды жизни имеются на Земле. Напишите их названия. 2. Распределите следующих животных по средам обитания: бурый медведь, сайгак,, крот, дельфин, лось, летучая мышь, кит, верблюд, бегемот.
Млекопитающие в настоящее время освоили разные среды обитания: Наземно-воздушную Наземно-воздушную Воздушную Воздушную Почвенную Почвенную Водную Водную Наземно-водную Наземно-водную
Экологические группы млекопитающих: Водные и полуводные млекопитающие имеют обтекаемую форму тела или перепонки на лапах:
Экологические группы млекопитающих: Экологические группы млекопитающих: У живущих на открытой местности копытных высокие стройные ноги, плотное туловище, длинная подвижная шея: У живущих на открытой местности копытных высокие стройные ноги, плотное туловище, длинная подвижная шея:
Благодаря разнообразию приспособлений и широкому использованию пищевых ресурсов млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире.
Задание: Изучите особенности внешнего строения млекопитающих, используя текст учебника (§ 63, п. 2) и ответьте на вопросы: Задание: Изучите особенности внешнего строения млекопитающих, используя текст учебника (§ 63, п. 2) и ответьте на вопросы: 1.Какие отделы выделяют в теле млекопитающих животных? 2.Какие органы располагаются на голове и туловище млекопитающих? 3.В чём заключаются особенности расположения конечностей у млекопитающих? 4.Чем покрыто тело млекопитающих?
Расположение конечностей пресмыкающихся и млекопитающих:
Строение кожи млекопитающих:
О родстве млекопитающих, пресмыкающихся и птиц говорит наличие роговых чешуек на их теле:
К роговым образованиям кожи млекопитающих относятся: 1.Рога: 2.Копыта: 3. Когти: 4. Ногти:
Строение кожи млекопитающих:
Когда собаке жарко, она высовывает язык
Охлаждение тела зайца и слона происходит благодаря большим ушам:
На брюшной стороне тела, а у некоторых зверей на боках (нутрии, бобры) располагаются млечные железы. В них образуется молоко – полноценная пища для детёнышей: На брюшной стороне тела, а у некоторых зверей на боках (нутрии, бобры) располагаются млечные железы. В них образуется молоко – полноценная пища для детёнышей:
Глядя на фотографию, определите, какие органы чувств развиты у млекопитающих. Глядя на фотографию, определите, какие органы чувств развиты у млекопитающих.
Закрепление изученного: 1.В сказке «Конёк-горбунок» есть фраза: «Чудо-юдо рыба кит». Что неверно в этой фразе с точки зрения биологии? 2.Какие органы есть на голове у млекопитающих, которых нет ни у рыб, ни у земноводных, ни у пресмыкающихся, ни у птиц? 3.Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащённо дышала, высунув язык. Что с ней случилось? 4.Зачем слону большие уши? 5.Лиса, белый медведь, соболь имеют густой мех, предохраняющий тело от низких температур. А моржи, киты и тюлени, обитающие в северных широтах такого меха лишены. Как же они спасаются от холода? 6.У броненосца две ноги передние, две задние, две левые и две правые. Сколько всего ног у броненосца?
Домашнее задание: Выучить § 63 Выучить § 63 Повторите общий план строения нервной системы позвоночных животных, строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. Повторите общий план строения нервной системы позвоночных животных, строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. Повторить определения: рефлекс, инстинкт. Повторить определения: рефлекс, инстинкт.