Символика православной иконы. Ико́на (от ср.-греч. ε κόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. ε κών «образ», «изображение»).греч. Иконы нельзя отнести к.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Символика православной иконы Сделал: Лукьянов Дамир.
Advertisements

Символика архитектуры православного храма. Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую»,
Евангелисты Prezentacii.com. Матфей Левия Евангелист Матфей, имевший также имя Левия автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых апостолов.
Евангелисты. Ева́нгелиеЕва́нгелие (греч. «благая весть») жизнеописание Иисуса Христа; книги, почитаемые как священные в христианстве, в которых рассказывается.
Символика православной иконы. Ико́на (от ср.-греч. ε κόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. ε κών «образ», «изображение»).греч. Иконы нельзя отнести к.
Икона - это написанное в строгих, установленных церковью правилах, изображение святого характера. Икону стоит отличать от живописи на религиозные темы.
Символика православной иконы. Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно.
Группа 1 Канон православной иконы. Эти образы Иисуса Христа отделяют между собой столетия, но они похожи, потому что иконописцы работали в каноне.
Вся иконография Спасителя строится на основополагающем понятии Боговоплощения : Бог - Творец вселенной, создатель всего материального и духовного мира,-
Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры Подготовил ученик 8"А" класса МОУ Лицея 1 Мельник Кирилл.
Группа 1 Канон православной иконы. Эти образы Иисуса Христа отделяют между собой столетия, но они похожи, потому что иконописцы работали в каноне.
В этом году в школе ввели новый предмет «Основы мировых религиозных культур». Нам рассказывают о зарождении основных мировых религий, о главных заповедях,
Выполнили ученицы 8 класса Буланцева Анастасия Жибоедова Ангелина Кузинкова Софья Лобкова Анастасия (9 класс) Руководители: Гудкова Марина Сергеевна, учитель.
Презентация к уроку (4 класс) по теме: Икона
ОБРАЗЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ Выполнила ученица 10 класса МОУ «СОШ с.Березово Пугачевского района Саратовской области» Ким Марианна.
Сюжеты русской иконописи Основными сюжетами русской иконописи стали сцены из ветхозаветной и евангельской истории, сцены из жизни христианских святых.
«Благо-телесный…со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду,
Умозрение в красках Выполнила: Хваткова Татьяна, ученица 6 класса «а»
Тема урока «Перспектива и символика иконы». Перспектива иконы Перспектива - наука об изображении предметов в пространстве на плоскости в соответствии.
Православная икона Гребенкина Г.Б., МБОУ «Основная общеобразовательная школа 27 им. К.Г. Макарова» г. Калуги.
Транксрипт:

Символика православной иконы

Ико́на (от ср.-греч. ε κόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. ε κών «образ», «изображение»).греч. Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.

Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый.

В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).

Перспектива Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicio ясно вижу) фр.лат. Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя) Способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов. изобразительном искусстве

Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеоб­разном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.

Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной мир. Икона есть видимое невидимого. Икона - это окно в горний мир Духа

«Изображение» времени Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "адаптации" в мире икон как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время. До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не применимо. О Боге нельзя сказать "был" или "есть", или "будет" порознь Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет, не меняется. В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет", что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога Яхве Сущий.

В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах. Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в од­ном пространстве, которое похоже на свиток, развора­ чивающийся на наших глазах.«Рождество Богородицы»АннаИоаким

Изображение архитектуры

Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.

Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д. Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.

Изображение света

Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная остается в тени.

Изображение лика

Лик это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она на вас.Лик

К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д

Символика цвета Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.

Красный Синий цветКрасный это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый Зеленый цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цве­ тения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).

Красный Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов- серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.

Белый цветБелый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

. Черный цвет Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

серый Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет.

Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность восприятия фона иконы и одновременно светоносность изображенного на ней. Эту световую глубь можно передать только золотом, потому что краски бессильны передать невидимое телесными очами. Именно золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати. Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого. Нимб - не аллегория, но символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.

Символика геометрических фигур По античным и средневековым воззрениям, четыре стихии есть четыре типа различной организации пространства. Эти различные типы пространства имеют символическую геометрическую выраженность, каждый свою. кубом шаром Из двух стихий земля и вообще "наше" пространство символизируется кубом, а огонь может выражаться шаром. четырехугольник и круг На плоскости куб и шар могут быть представлены в проекции как четырехугольник и круг.

Символика предметов и животных павлинаИзображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия (в иконографии западноевропейского христианства Павлин пьёт из евхаристической чаши, клюёт плоды виноградной лозы; Весьма широко распространены изображения Павлина у райского древа жизни, а также двух Павлинов по сторонам мирового древа.

Виноградная лоза Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека. Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом – рая. К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.

Символика агнца С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17).

Символика рыбы В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет "ловцами человеков" (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода" (Мф 13:47).

Ангел – символ евангелиста Матфея Евангелист Матфей, имевший также имя Левия автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Проповедовал Слово Божие в Палестине, принял мученическую смерть в Эфиопии.

Лев – символ евангелиста Марка Евангелист Марк автор второго Евангелия, написанного со слов и под руководством апостола Петра. Сам св. Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу, был поставлен апостолом Петром первым епископом Александрийской церкви, погиб мученической смертью.

Телец – символ евангелиста Луки Лука автор третьего Евангелия, по роду занятий врач и, как следует из предания, живописец, создавший первые изображения Богоматери. Он был одним из семидесяти учеников Христа, спутником апостола Павла в его проповедническом служении. Погиб мученической смертью

Орёл – символ евангелиста Иоанна Иоанн Богослов автор четвертого Евангелия, возлюбленный ученик Христа, бывший с ним в самые важные минуты земной жизни. Обычно изображен среди скалистого ландшафта сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние символ высшего благодатного озарения

Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явления или вещи дает понятие о вещах, трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни. С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения Евангелистов и их символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.

Источники: 1. hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike- ikonyi/401.htmlhttp:// hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike- ikonyi/401.html 2. /pravoslavicon.html?start=4http://museum.dp.ua/ru/exhibitions/virtualexhib /pravoslavicon.html?start=4 3. stva.htm 4. %D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0% B8%D1%81%D1%8Chttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA %D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0% B8%D1%81%D1%8C 5. ol.htmhttp://polevskoy.orthodoxy.ru/lib/ikon/sim/simv ol.htm 6.

Работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г.Лобня Бычковой Наталией Михайловной г.