Выполнили: Учащиеся 10-11класса
Гипотеза : Если реке Амаранка вернуть прежнее состояние, то её воды можно использовать для водоснабжения села Амаранка.
Цель исследования: Изучить реку Амаранка и состояние её вод на современном этапе. Задачи: рассмотреть географическое положение и морфометрические показатели реки. исследовать качество воды реки. дать оценку экологического состояния реки.
Ход исследования: изучить литературу по теме исследования; с помощью карт Амурской области определить географическое положение и морфометрические показатели реки АМАРАНКА проследить уровенный режим реки за 2007 год; провести исследования русла реки. провести анализ качества воды; обобщить полученные результаты.
Морфометрическая характеристика реки АМАРАНКА. С помощью циркуля измерителя измерили длину реки по карте Амурской области и умножили на масштаб карты. Длина реки Амаранка 35 км. С помощью циркуля измерителя измерили длину реки по карте Амурской области и умножили на масштаб карты. Длина реки Амаранка 35 км. По карте определили высоту местности, где расположены исток и устье реки: высота истока=171 м; высота устья=163 м и вычислили падение реки. По карте определили высоту местности, где расположены исток и устье реки: высота истока=171 м; высота устья=163 м и вычислили падение реки. Падение реки = 171м – 163м = 8м. Падение реки = 171м – 163м = 8м. Зная падение и длину реки, вычислили её уклон. Уклон реки = 800 см : 21 км = 38,09 см/км = 0,28 Зная падение и длину реки, вычислили её уклон. Уклон реки = 800 см : 21 км = 38,09 см/км = 0,28 Река протекает по равнинной территории, поэтому характер течения спокойный со скоростью всего лишь 0,2 м/с. Река протекает по равнинной территории, поэтому характер течения спокойный со скоростью всего лишь 0,2 м/с. Площадь водосбора реки определили с помощью наложения палетки на карту с обведенным водосбором. Площадь водосбора реки = 56,9 км². Площадь водосбора реки определили с помощью наложения палетки на карту с обведенным водосбором. Площадь водосбора реки = 56,9 км².
С помощью мерного шнура, разделенного узлами, измерили среднюю ширину русла реки в пределах села Амаранка, что составило – 6м. С помощью мерного шнура, разделенного узлами, измерили среднюю ширину русла реки в пределах села Амаранка, что составило – 6м. Несколькодесятков лет назад она была намного больше, около 15 м, о чем свидетельствуют заросли рогоза вдоль всего русла реки. Несколько десятков лет назад она была намного больше, около 15 м, о чем свидетельствуют заросли рогоза вдоль всего русла реки.
Уровенный режим реки Амаранка. 2007год. С помощью водомерной рейки измеряли глубину реки в течении года, на основе этих измерений вычертили столбиковые диаграммы. С помощью водомерной рейки измеряли глубину реки в течении года, на основе этих измерений вычертили столбиковые диаграммы. Вывод: самый низкий уровень летней межени – август; самый высокий уровень весеннего половодья – апрель. Вывод: самый низкий уровень летней межени – август; самый высокий уровень весеннего половодья – апрель. Это связано с тем, что река Амаранка имеет смешанный тип питания, с преобладанием снегового. Это связано с тем, что река Амаранка имеет смешанный тип питания, с преобладанием снегового.
ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЯМ.
Исследование качества воды реки АМАРАНКА Взяли пробы воды из различных мест реки.
Провели исследования качества воды. Органолептические показатели воды: 1. Цвет – желтоватый 2. Прозрачность -26 см 3. Мутность – незначительная 4. Запах – оценили в 2 балла, слабый речной воды. 2 балла, слабый речной воды.
Химические показатели: Определили рН воды, используя бумагу универсального индикатора.Определили рН воды, используя бумагу универсального индикатора. рН =7 – среда нейтральная. рН =7 – среда нейтральная. Также провели исследование Также провели исследование воды красной лакмусовой бумагой, цвет, которой изменился на фиолетовый, что также указывает на нейтральную среду. воды красной лакмусовой бумагой, цвет, которой изменился на фиолетовый, что также указывает на нейтральную среду. 2. Провели исследование на наличие аммиака: прокипятили воду и вновь опустили красную лакмусовую бумагу, бумага стала фиолетовой, что доказывает отсутствие аммиака.
3. Исследовали воду на наличие органических веществ. В пробирку с исследуемой водой (5-6 мл) добавили одну каплю 0,5% раствора перманганата калия, раствор не изменил своей окраски, значит в исследуемой воде органических веществ нет. 4. Исследовали воду на наличие хлорид и сульфат-ионов. а ) В пробирку с исследуемой водой (5 мл ) добавили 3 капли 10% раствора нитрата серебра. Раствор остался прозрачным, значит хлорид - ионов нет. б ) В пробирку с исследуемой водой (10 мл ) добавили 0,5 мл раствора соляной кислоты (1:5) и 2 мл 5% раствора хлорида бария. Раствор помутнел, значит в исследуемой воде есть сульфат - ионы.
5. Исследовали воду на содержание железа. К 10 мл исследуемой воды добавили одну каплю концентрированной азотной кислоты, несколько капель пероксида водорода и 0,5 мл раствора роданида калия. Окраска осталась бесцветной, значит железо не содержится в воде. К 10 мл исследуемой воды добавили одну каплю концентрированной азотной кислоты, несколько капель пероксида водорода и 0,5 мл раствора роданида калия. Окраска осталась бесцветной, значит железо не содержится в воде. В пробах воды были обнаружены личинки поденки, которые обитают в чистых водоёмах.
Выводы: В результате химического анализа было установлено, что вода в реке Амаранка по органолептическим и химическим показателям пригодна для использования населением. О чистоте воды реки можно судить и по личинке поденки, которая обитает в нашей реке. Для того чтобы использовать воду, необходимо: Для того чтобы использовать воду, необходимо: расчистить русло реки, в целях увеличения уровня воды; провести пропаганду населения по соблюдению чистоты вод реки; разработать меры по улучшению экологического состояния реки Амаранка.
Гипотеза верна: Действительно, если реке Амаранка вернуть прежнее состояние, то её воды можно использовать для водоснабжения нашего села Амаранка.
Информационные источники: «География России: природа, население, хозяйство. 8 кл».: учеб. для общеобразоват. учреждений. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. Москва 2006г. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. Москва 2006г. Атлас Амурской области, Роскартография, 1999г. «Геоэкология Амурской области ». Учебник. О.И.Дубровин., Б.Е. Петухов, Тамбов, 2006г. «Геоэкология Амурской области ». Учебник. О.И.Дубровин., Б.Е. Петухов, Тамбов, 2006г. «Химия в действии». М.Фримантл. Издательство «Мир». Мультимедийное учебное пособие «Химия 8 класс». Издательство «Просвещение». Мультимедийное учебное пособие «Химия 8 класс». Издательство «Просвещение». Большая электронная детская энциклопедия «Химия». Большая электронная детская энциклопедия «Химия». Химия 8 кл. ».: учеб. для общеобразоват. учреждений. О.С. Габриелян. Москва, 2007г. О.С. Габриелян. Москва, 2007г. «Школьный экологический мониторинг». Учебно- методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. –М.: АГАР, 2000г. «Организация проектной деятельности по химии 8-9 кл». С.Г. Щербакова, ИТД «Корифей», 2007г. С.Г. Щербакова, ИТД «Корифей», 2007г.