Развитие социального воспитания в государствах Древнего Востока: Индия
Источники 1.Устные (мифы). 2.Вещественные (археологические памятники). 3. Письменные: Тексты художественно-религиозного характера («Бхагавата-пурана», «Махабхарата», «Рамаяна»); Учебные книги («Бхагавадгита»); Нормативные документы (законы Ману»).
Природно-географический фактор
Экономический фактор Основные занятия: охота; земледелие; скотоводство; рыболовство; ремесла; торговля
Политический фактор Отсутствие единого государства до III в. до н. э.
Духовный фактор Многообразие религиозных культов: Индуизм Брахманизм Буддизм
Социальная структура Касты: Брахманы (жрецы) – праведность, чистота помыслов. Кшатрии (воины) – мужество и смелость. Вайшьи (крестьяне, ремесленники. Торговцы) – трудолюбие, терпение. Шудры (слуги) – трудолюбие, покорность, безропотность.
Идеал воспитания Только высшие касты умственное развитие; духовность (способность к самопознанию); физическое совершенство; любовь к природе, прекрасному, самообладание и сдержанность. Итог воспитания: органичное сочетание индивидуального и общественного начал.
Мифические идеалы Кришна Рама Арджуна «Бхагавата-пурана» «Махабхарата» «Бхагаватгита»
Начальный этап воспитания Субъект – семья Обрядность: (зачатие, рождение, наречение имени, первый вынос из дома, первое кормление, первая стрижка) Отсутствие системы в обучении
Этап ученичества Субъект – гуру («духовный отец») Упанияма – посвящение в ученики (взрослую жизнь) Сроки обучения: Брахманы – с 8 лет, Кшатрии – с 11 лет, Вайшьи – с 12 лет Всего – 8 лет
Содержание обучения Пересказы вед Чтение и письмо Повышенное образование: поэзия, литература, грамматика, философия, математика, астрономия
Средства воспитания Тип семейных отношений Освоение правил человеческого общежития Плата за обучение: Подарки, помощь учеников.
Ситхатха Гаутама Будда = просветленный гг. до н.э. Отшельничество Самосовершенствование Нирвана Просветительская деятельность Деятельность последователей
Буддизм о помощи и взаимопомощи 1.жертвенная любовь, имеющая одно чистое побуждение – облегчить страдания других. Основополагающий принцип служение ближнему:
1. даяние и воздаяние – отдавая другому что-то свободно, без всяких условий, деля с другим свое счастье и помогая другому нести его бремя, человек получает гораздо больше, чем дал. 2. милосердие и гостеприимство.
Стадии достижения нирваны - предварительная, - сосредоточенности, - окончательного усвоения Нирвана – высшее блаженство = ничто
Воспитание в буддийских монастырях Обучение: Изучение древних трактатов по философии, математике, медицине, астрономии. Равенство (бессословность) Индивидуальный характер Платное
Далай-лама XIV (род. 6 июля 1935) духовный лидер буддистов Тибета, Монголии, Бурят-Монголии, Тывы, Калмыкии, и др. 10 декабря 1989 года Далай-лама получил Нобелевскую премию от имени всех, кто подвергается гонениям, всех, кто борется за свободу и трудится во имя мира во всём мире, а также от имени тибетского народа. Помощь и взаимопомощь в буддизме в настоящее время