Стресс – это хорошо или плохо? Исследовательская работа выполнена учащимися 9 Отъясской школы-интерната 2010
Цель исследования: выяснить, какое воздействие оказывает стресс на человека. Задачи исследования : Исследование мнения учащихся класса о влиянии стресса на организм человека Отбор, накопление и изучение информации, касающейся стресса и его характеристик; Анализ положительного и отрицательное влияние стресса на человека. Гипотеза: Стрессовая ситуация пользы человеку принести не может.
Ход исследования: 1.Провести социологический опрос в классе и проанализировать его результаты. 2.Проанализировать информацию, освещающую понятие стресса и его основные характеристики. 2. Сравнить положительное и отрицательное воздействие стресса на организм человека. 3. Сделать выводы о характере преимущественного влияния стресса, проверить выдвинутую гипотезу
Для начала мы решили провести социологический опрос в нашем классе и получили вот такие ответы:
Затем мы решили, что проверить нашу гипотезу, опираясь только на мнение одноклассников было бы не совсем верным, поэтому мы просмотрели гору умных книжек и вот что…
мы узнали: По определению Ганса Селье, стресс – это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов
Ещё мы узнали, что… оказывается, в зависимости от стрессового фактора, выделяют различные виды стресса : стресс Физиологический (перегрузки, болезни) Информационный (информационные перегрузки) Эмоциональный (ситуации угрозы жизни и здоровью) Психологический (моральные и психологические перегрузки
Мы выяснили, что… в своем развитии стресс проходит три стадии: 1.Стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и человек готов действовать. 2.Стадия стабилизации. На этой стадии, из- за того, что организм работает очень напряженно, его ресурсы очень быстро расходуются. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, то наступает 3.Стадия истощения. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение.
Мы обнаружили, что… стрессовая ситуация вызывает физиологические изменения в организме человека, оказывающие отрицательное воздействие на его состояние: Физиологические изменения Учащение пульса Мышечная скованность Трудности глотания Мышечный спазм Расширение зрачков Затруднение дыхания Сухость во рту потливостьдрожь Бледность или краснота
Еще мы обнаружили, что… стрессовая ситуация вызывает и психологические изменения в организме человека, оказывающие отрицательное воздействие на его состояние: Тревога Страх Напряжение Неуверенность Растерянность Подавленность Беззащитность Паника
Но оказалось, что… Есть и положительные моменты, которые дает нам стресс ! Это… -Высокая работоспособность -Всплеск умственной и физической энергии -Мобилизация всех психических и физических функций организма. Однако все это бывает только на первой стадии стресса! Именно поэтому…
… каждому человеку просто необходимо научиться справляться с тревогой, и, что особенно важно, не допускать доведения организма до третьей стадии – истощения. В психологической литературе мы узнали о разных способах выхода из стресса, например: Заняться каким-либо видом спорта: Или физическим трудом: Поговорить о сложившейся ситуации с близкими людьми или друзьями: А наилучший вариант – пойти к психологу!
Наши выводы: Стресс не имеет однозначного влияния на организм человека, здесь можно выделить как отрицательные, так и положительные моменты. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась Имея сведения о стадиях стресса, способах выхода из него, человеку легче научиться собой управлять в сложных ситуациях. А главное – не забывать слова Ганса Селье, основоположника учения о стрессе: «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете»!
Информационные ресурсы: Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления наркотикам. –М.: «Планетариум», 2002, 96 стр. Ковалев С.В. Психология современной семьи.- М.: «Просвещение»,1988. Петровский А.В. Всегда ли правы родители? Психология воспитания./ - М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003 Спок Б. Разговор с матерью. – М., 1990 Тростанецкая Г.Н.Открытый урок нашей общей тревоги.- М.: «Эфлакс»,2003, 65 стр.