« Не мыслям учим, а учим мыслить » Э. Кант
Данная работа открывает перед учащимися уникальную возможность проследить как математические софизмы приучают внимательно и настороженно продвигаться вперёд, тщательно следить за точностью формулировок, правильностью записей и чертежей, за допустимостью обобщений. Данная работа открывает перед учащимися уникальную возможность проследить как математические софизмы приучают внимательно и настороженно продвигаться вперёд, тщательно следить за точностью формулировок, правильностью записей и чертежей, за допустимостью обобщений. Обнаружить ошибку – это значит осознать её, а осознание ошибки предупреждает от повторения её в других математических рассуждениях.
Определение значения софизмов для усвоения математических тем школьного курса Изучить исторический, теоретический и практический аспект темы Классифицировать софизмы по содержанию и ошибке при изучении тем школьного курса Создать проблемную ситуацию при объяснении нового материала Проверить уровень усвоения изученного материала Дать математическое обоснование найденным ошибкам
Анкетирование Демонстрация презентаций Анализ и контроль полученных результатов
Софистика – это искусство ведения спора Она вошла в моду в Греции в V веке до нашей эры. В математических вопросах нельзя пренебрегать даже с самыми малыми ошибками. И. Ньютон Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. Б. Паскаль Правильно понятая ошибка-это путь к открытию. И.П.Павлов Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств. Л. Эйлер
Интеллектуальные Аффективные Волевые Логические Психологические Терминологические 2 · =9 2 · (2 + 5) =14
Алгебраические софизмы Геометрические софизмы Логические Классификация софизмов по темам математического цикла Е
Я представляю вашему вниманию классификацию софизмов по разделам математики, которая позволяет на эмоциональном уровне понять и закрепить то или иное математическое правило, что способствует более глубокому пониманию и осмыслению и показывает, что математика – это живая наука. Я представляю вашему вниманию классификацию софизмов по разделам математики, которая позволяет на эмоциональном уровне понять и закрепить то или иное математическое правило, что способствует более глубокому пониманию и осмыслению и показывает, что математика – это живая наука.
Упрощение выражений. Единицы измерений Разложение на множители Формулы сокращенного умножения Арифметический квадратный корень Решение неравенств Рациональные выражения Числовые последовательности Равносильные уравнения Логарифмы Тригонометрия Отрицательные и положительные числа
Внешний угол треугольника Параллельные и перпендикулярные прямые Сумма углов треугольника Пропорциональные отрезки Четырехугольники Окружность Решение треугольников Метод координат Треугольник
Средний балл Процент допустивших ошибки Процент выполнивших правильно
Средний балл Процент допустивших ошибки Процент выполнивших правильно
Ценным является то, что в ходе такой работы обогащается культура мышления ученика, общая культура, развивается интеллект. Оценка деятельности ученика и самооценка сближаются на основе тезиса: не то ценно, что ошибок не совершил, а то, что нашел причину ошибки и устранил ее. Разбор софизмов, прежде всего, развивает логическое мышление, то есть прививает навыки правильного мышления. Что особенно важно, разбор софизмов помогает сознательному усвоению изучаемого материала, развивает наблюдательность, вдумчивость и критическое отношение к тому, что изучается. Наконец, разбор софизмов увлекателен. Чем труднее софизм, тем большее удовлетворение доставляет его анализ.
1.Ахманов А. С. «Логическое учение Аристотеля», Москва «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» Брадис В. М., Минковский В. Л., Еленев Л. К. «Ошибки в математических рассуждениях», Москва Брутян Г. «Паралогизм, софизм и парадокс. Вопросы философии» Мадера А. Г., Мадера Д. А. «Математические софизмы», Москва,Просвещение Нагибин Ф.Ф, Канин Е.С. «Математическая шкатулка» Москва, Просвещение Благодарю за внимание