Содержание логопедической работы при моторной алалии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Advertisements

БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Ведущий симптом.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
«Наглядный материал для дифференциации звуков «Л-В» Мариупольская городская ПМПК Учитель-логопед Хаевская А.Н.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области В.А.Мельникова.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Направления коррекционно- логопедической работы при алалии.
Сагитова Заира Рауфовна Учитель – логопед высшей категории.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение ХМАО – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Особенности образования и профессиональной ориентации детей с кохлеарной имплантацией Особенности образования и профессиональной ориентации детей с кохлеарной.
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
Транксрипт:

Содержание логопедической работы при моторной алалии

Аннотация Проект представлен тремя частями.

Первая часть теоретическое обоснование проблемы краткие о данном речевом нарушении

Вторая часть представлена этапами логопедической работы Основными направлениями и содержание м коррекционно- педагогической работы при моторной алалии прописаны: цель, задача, методические рекомендации. Рекомендация ми к работе

Третья часть содержит практический поэтапный материал по преодолению моторной алалии. по два конспекта на каждый этап, зависимости от уровня развития речи.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Актуальность Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми являются неоднозначными. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущим являются языковые нарушения. Встречается чаще сенсорной алалии.

Основные направления и содержание коррекционно- педагогической работы при моторной алалии Развитие речи Развитие личности Развитие сенсорных и двигательных возможностей

Рекомендации к организации работы с моторными алаликами Раннее начало работы Создание благоприятных для развития речи ребенка условий, исключить возможное травмирующее воздействие окружающей среды. Связь работы над речью с предметно-практической и игровой деятельностью ребенка Строгая дозировка занятий Использование в работе над речью возможно большего числа анализаторов: двигательного, слухового, зрительного, осязательного. Индивидуальный подход ребенку Обеспечение возможности общения ребенка с нормально говорящими детьми, которые младше его по возрасту. Учет основных закономерностей развития речи детей в ходе нормального онтогенеза Системное воздействие на все нарушенные компоненты речи

Первый этап Цель: Формирование первоначальных речевых навыков в систему речевого общений

Задачи Формирование речевой активности Формирование активного и пассивного словаря

Клиническая картина Ребенок молчалив Не стремиться к речевому общению Речевая стимуляция снижена Общается жестами, иногда в сопровождении голосовых реакций В звукопроизношении отмечается неопределенность, нет четкой и постоянной артикуляции Лепетные слова сопровождаются мимикой, некоторые мимические знаки закрепляются Многозначность лепетных слов Употребление однословных предложений Отсутствие понимания грамматических форм слов Непонимание мужского, женского и среднего рода Отсутствие критического отношения к своему дефекту Практически отсутствует собственная речь

Методические приемы Создание различных игровых ситуаций требующей различной реакции от ребенка Допускается использование звукокомплексов Все речевые реакции подхватываются, поощряются, не исправляются первое время Развивается подражательность, смягчает явления оральной апраксии Проводиться артикуляционная гимнастика, в игровой форме

Второй этап Цель: развитие словаря и фразовой речи

Задачи второго этапа обучения Интенсивная работа по развитию понимания речи, направленная на различения форм слова Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса практического усвоения простых грамматических категорий. Овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова: Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря; Развитие сознательного воспитания речи.

Характеристика этапа Словарь увеличивается в основном за счет выученных слов. Становятся часты различные искажения слов: а) сокращения, б) перестановки в) более сложные искажения литеральные парафазии; г) расширенное употребление слов - вербальные парафазии. Расширяется возможность правильного повторения некоторых звуков в изолированном звучании. С развитием словаря могут самостоятельно появляться новые звуки, но произношение всех звуков остается неустойчивым в слове и зависит от сложности слоговой структуры слова, от других звуков, входящих в слово. В конце этого этапа словарь начинает обогащаться быстрее, притом за счет самостоятельно появляющихся у ребенка слов на основе подражания речи окружающих. Слова часто употребляются самостоятельно, хотя не всегда к месту. На фоне всех описанных явлений все чаще отмечаются поиски артикуляции

Третий этап Цель: Формирование речевого высказывания, как основной единицей речевого действия.

Формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы Формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы Работа над диалогом Работа над развитием описательного рассказа Работа над развитием описательного рассказа Задачи

Клиническая картина: Характеризуется появлением фразы в речи ребенка. У ребенка богатый словарный запас, парафазий становится меньше, они менее грубые. Звукопроизношение уточняется, остается смешение звуков. В быту ребенок использует короткие фразы, при усложнении фразы появляются грубые аграмаматизмы.

Методы и приемы работы: Отраженное повторение за логопедом фраз, выражений; Ответы на вопросы, дополнение предложений; Работа с деформированным текстом; Составление предложений по сюжетным картинкам; Заучивание легких стихотворений; Пересказ прослушанных рассказов,сказок.

Содержание работы: I.Формирование навыка осознанного вычленения фонем и артикулем и на этой основе расширение активного словаря и закрепление морфологических обобщений. II. Формирование навыка слогового анализа слова и закрепление на этой основе морфологических грамматических стереотипов, развитие активного словаря III. Формирование анализа словесного состава предложения и закрепление на этой основе фразового стереотипа.

Четвертый этап Цель: Формирование коммуникативных умений и связной речи.

Развитие связной речи Развитие связной речи Формирование коммуникативных умений Формирование коммуникативных умений Предупреждение аграмматизмов Предупреждение аграмматизмов Обучение грамоте Задачи

Клиническая картина: Появляется возможность пользоваться связной и контекстной речью; Ребенок может посещать общеобразовательную или вспомогательную школу; При усвоении школьной программы возникают трудности: Трудности восприятия и воспроизведения устной и письменной речи: а) аграмматизмы б) искажение слов в) замены букв и звуков

Для работы предлагаются следующие упражнения: - чтения слогов и слов различной фонетической сложности и нахождение соответствующей картинки. - чтение по карточкам определенных слогов, входящих в состав определенных слов, и выкладывание из этих слогов слов под соответствующими предметными картинками; - чтение слов и их дифференциация по слоговому составу - чтение слов и выделение лексем с заданной буквой или звуком; - чтение ряда слов и отбор слов с определенными значениями - чтение ряда слов и выкладывание соответствующего ряда картинок по памяти; - чтение слов с пропущенными буквами и словами и дополнение их указанными элементами, сначала с опорой на соответствующие картинки, а затем без указанной опоры;

- чтение предложений с одним и тем же лексическим составом, но с различным грамматическим оформлением слов и соотнесение прочитанного с соответствующими картинками. - прочтение предложения и дополнение соответствующим слогом или буквой слова, в которых пропущены указанные элементы, либо дополнение в предложение (устно, а затем выложить из букв разрезной азбуки) пропущенное слово в соответствующей грамматической форме с опорой на картинку. - чтение несложного связного текста и показ соответствующих предметов по картинке; - чтение несложного текста и ответы на вопросы педагога по тексту; после чтения текста найти первое, второе, третье предложение и повторить их устно; - чтение текста, ответы на вопросы, пересказ текста; - чтение связного текста, данного в неправильной последовательности, определение правильного порядка расположения предложений.

Практическая часть представлена в виде приложения текстовым документом.

Заключение Несмотря на то что вопрос коррекции моторной алалии является достаточно объёмным и спорным. В нашем проекте мы постарались выявить основные направления, рекомендации, этапы и представили практический материал коррекции данного нарушения.