Работа педагога с трудными подростками
Дети группы риска Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Дети, находящиеся в особо трудных жизненных обстоятельствах.. Дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети, оказавшиеся в социально опасных условиях. Дети, нуждающиеся в общественном воспитании. Дети, нуждающиеся в помощи государства.
Кого называют трудными подростками? Трудные подростки - дети с отклоняющимся поведением
Какое поведение называется отклоняющимся? Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами.
Факторы, обуславливающие отклоняющееся поведение: Биологические (нарушение умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты) Психологические (нервно-психические заболевания) Социально-психологические(дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, приводящие к нарушениям процесса социализации)
Стадии отклоняющегося поведения Неодобряемое поведение Порицаемое поведение Девиантное поведение Предпреступное поведение Противоправное поведение
Отклоняющееся поведение – одна из форм школьной дезадаптации, которой подвержены: Дети, имеющие проблемы в умственном развитии Дети, имеющие проблемы в физическом развитии Учащиеся с проблемами в поведении и общении Учащиеся с проблемами со здоровьем Дети подверженныё насилию Подростки с различными видами зависимости (алкоголь, наркотики, табакокурение) Подростки с нетрадиционной сексуальной ориентацией и с опережающим половым развитием
Причины отклонения в поведении детей и подростков
Индикаторы неблагополучия ребёнка наблюдаются в следующих сферах: Учебная деятельность Взаимоотношения со сверстниками Взаимоотношения со взрослыми Проведение свободного времени Отношение к труду и профессиональная ориентация Поведение и поступки
Неблагоприятные условия семейного воспитания: Асоциальное поведение родителей Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей Гиперопека Чрезмерное удовлетворение потребностей ребёнка Чрезмерная требовательность и авторитарность со стороны родителей
Недостатки в учебно- воспитательном процессе: Стрессогенные технологии проведения уроков и оценивания знаний Негативные установки в отношении отдельных учащихся Низкий профессиональный уровень учителя Недостатки организационного характера в работе с детьми группы риска Отрицательное влияние стихийно- группового общения
Выявление и учёт детей с отклоняющимся поведением
Способы получения информации: Анализ классных журналов Опрос мнений учителей-предметников о ребёнке Анализ учёта посещаемости Анализ фиксированных нарушений дисциплины Беседы с родителями Социометрические исследования Наблюдения Беседы с ребёнком Запрос информации из подразделения по делам несовершеннолетних
Устранение причин нравственной деформации в поведении ребёнка
Устранение причин нравственной деформации личности и отклонений в поведении ребёнка Организационные мероприятия Планирование работы с учащимися, с родителями, с педколлективом Вовлечение учащихся в различные виды положительной деятельности Изменение характера личных отношений педагогов и воспитанников
Организационные мероприятия МероприятияКл. рук.Соц. Пед.Зам.дир. По ВР Зам. дир. По УВР Род. Ком. Составление соц. Паспорта класса+ Составление характеристик на детей гр. Риска ++ Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации ++ Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями +++ Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы риска + Организация досуга и кружковой деятельности ++ Осуществление связи с соц. Службами+ Организация летней работы и отдыха детей группы риска +++
Работа с учащимися МероприятияКл.рук.Соц. Пед.Зам. дир. по ВР Зам.дир. По УВР Род. Ком. Контроль посещаемости занятий++ Конлроль текущей успеваемости++ Вовлечение учащихся в кружки и секции + Проведение профилактических бесед +++ Посещение уроков с цель наблюдения за учащимися + Направление на консультацию кпсихологу или к мед. Специалисту ++ Разбор конфликтных ситуаций+
Работа с родителями МероприятияКл.рук.Соц. Пед.Зам. по ВР Зам. по УВР Род.ком. Посещенеи семей детей группы риска ++ Проведенеи консультаций для родителей + Психолог Приглашение родителей и детей группы риска на советы профилактики + Выступленеия на родительских собраниях ++++ Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания + психолог
Работа с педколлективом МероприятияКл.рук.Соц. Пед.Зам. по ВРЗам. по УВР род. Ком. Осуществление обмена необходимой информацией с учителями-предметниками ++ Проведение консультаций для родителей + Психолог Консультации по результатам диагностики Психолог Выступления с соответствующими сообщениями на педсоветах и совещаниях + Психолог ++ Проведение деловых игр, семинаров-практикумов психолог
Подходы в учебно- познавательной деятельности Создание ситуации успеха (сочетание обстоятельств, которые обеспечивают успех, результат той или иной ситуации) Диалог (комфортная доброжелательная обстановка, поощрение того, кто задаёт вопрос и высказывает своё мнение, спор и защита собственной позиции, попытка докопаться до истины, совместный творческий поиск)
Первичное воздействие педагога на осложненное поведение Не удивляться такому поведению Присоединиться Описание сложившихся обстоятельств в связи с поведением ребёнка Аппеляция к разуму ребёнка
Система работы с детьми осложнённого поведения Положительное подкрепление Терпение Перспектива жизни Инструкция Категорическое требование Педагогическая поддержка Изменение материальных условий Организация действий Принуждение Безусловное уважение
Литература Сушкова С. «Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении школьников группы риска» ж. «Воспитание школьников»2 2005г. Трус И. «Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания» ж. «Воспитание школьников» г. Андрияхина Н.В. и др. «Работа педагога по профилактике правонарушений: три занятия для системы повышения квалификации» ж.»Классный руководитель» г. Н.Е.Щуркова «Педагогическая технология» Педагогическое общество России. Москва 2005 год.
Составитель Михеева Т.Ю. заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Чёлмужская средняя школа» 2007год