Экология в экспериментах Нечаева Г.А., Федорос Е.И.
Описание элективного курса Предлагаемый элективный курс предназначен для преподавания в 9 классе или в старшей школе и реализует проектный подход в обучении. Он включает элементы науковедения, библиотековедения, методологии научного познания, статистических методов обработки данных, теоретического содержания и практических заданий в области естествознания и экологии Программа и УМК курса были разработаны в результате 6- летней опытно-экспериментальной работы авторов в системе среднего образования и преподавательской деятельности в ВУЗах. Программа и УМК являются победителями 11 тура конкурса НФПК «Создание учебников нового поколения». Издание УМК планируется к сентябрю 2005 года.
Цель и задачи курса Цель: освоение учащимися основных подходов и правил организации научного экологического эксперимента и развитие системы умений по проведению частных и комплексных исследований. Задачи : Освоение общих и специальных методов, приемов и форм исследовательской работы; Актуализация и развитие знаний в области экологии; Развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений.
Роль и место курса в образовательном процессе n Углубленное или профильное изучение экологии, биологии, химии n Предпрофильная подготовка в 9 классе n Соответствует образовательным областям: естествознание, экология n Межпредметные связи: естествознаниеэкология-биология-химия математика, информатика философия и методология научного познания
I вариант планирования курса - линейный
II вариант планирования курса – комбинирован- ный
Образовательные технологии n При реализации курса могут быть использованы следующие образовательные технологии –структурно-логические –диалоговые –компьютерные –тренинговые n При этом наиболее адекватно соответствуют содержанию курса технологии: –развивающего обучения –основанные на индивидуально-дифференцированном подходе к учащимся –сотрудничества –погружения –экскурсионные n Самостоятельная работа учащихся: –объем - не менее 60% учебного времени; –характер - практикум, работа с литературой, отработка логических приемов обработки информации, решение расчетных и других задач, оформление работ, подготовка докладов, публичные выступления.
Соответствие познавательным запросам учащихся n Как правило, элективный курс избирается учащимися в соответствии с направлением их познавательных интересов и запросов. n Курс направлен на развитие мотивов учения: –познавательных интереса к содержанию предметов и образовательных областей интереса к содержанию предметов и образовательных областей интереса к самому процессу познавательной деятельности. интереса к самому процессу познавательной деятельности. –социальных обретения чувства личностной тождественности и целостности обретения чувства личностной тождественности и целостности обретения психосексуальной идентичности обретения психосексуальной идентичности профессионального самоопределения профессионального самоопределения формирования системы ценностей формирования системы ценностей Для наиболее успешного построения учебно-познавательного процесса рекомендуется провести предварительную диагностику познавательных запросов и мотивационной сферы учащихся. Это важно:
Соответствие познавательным возможностям учащихся n Предусмотрена адаптация курса применительно к возможностям школьников, изучающих специальный курс «Экология» или получающих экологические знания только при изучении других курсов естественнонаучного цикла n Широкий спектр предлагаемых исследовательских методик позволяет подобрать соответствующие возрастным особенностям учащихся n Возможна индивидуальная дифференцировка познавательной деятельности учащихся в соответствии с психологическими особенностями (визуально ориентированные, аудиалы, кинестетики) Для наиболее успешного построения учебно-познавательного процесса рекомендуется провести предварительную диагностику уровня знаний и ведущей системы восприятия. Это важно:
Учебно-методический комплект Это важно: Теоретический и практический материал курса предназначен для сопровождения учащихся, выполняющих научные исследования, от выбора темы до представления результатов. Методическое пособие включает предпрофильную программу для 9 класса и профильную программу для классов.
Пример организации работы по курсу Школьная лаборатория Отбор образцов
Обработка и представление результатов работ Статистический анализ Конференция (СПбГУ) Проведение семинара для школьников