Михаил Афанасиевич Булгаков ( ). Михаил Афанасиевич Булгаков. Жизнь и творчество. Личность писателя. Работа над романом «Мастер и Маргарита» Урок литературы в 11 классе. Учитель: Малахова Е.В.
Величайший мастер слова. Это смелый человек, ставивший правду жизни выше самой жизни. Это смелый человек, ставивший правду жизни выше самой жизни. Он органично продолжил и развил образы и темы русской литературы, начатые Н.В.Гоголем, М.Е.Салтыковым- Щедриным, А.П.Чеховым. Он органично продолжил и развил образы и темы русской литературы, начатые Н.В.Гоголем, М.Е.Салтыковым- Щедриным, А.П.Чеховым.
Начало пути мастера Родился 15 мая 1891 г. В Киеве в многодетной семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Мать, Варвара Михайловна, была учителем. Родился 15 мая 1891 г. В Киеве в многодетной семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Мать, Варвара Михайловна, была учителем. Дух семьи, атмосфера дома многое значили для будущего писателя. Дух семьи, атмосфера дома многое значили для будущего писателя.
Юность мастера 1916 г. – окончание медицинского факультета Киевского университета и начало работы в качестве врача-хирурга. Сельская врачебная практика стала основой цикла рассказов «Записки юного врача» г. – окончание медицинского факультета Киевского университета и начало работы в качестве врача-хирурга. Сельская врачебная практика стала основой цикла рассказов «Записки юного врача» г. – медицинская практика в Киеве. События гражданской войны: власть в городе за полтора года менялась 7 раз г. – медицинская практика в Киеве. События гражданской войны: власть в городе за полтора года менялась 7 раз. Спасала атмосфера родительского дома, тот слой русской жизни, культура которого создавалась веками. Спасала атмосфера родительского дома, тот слой русской жизни, культура которого создавалась веками г. – переезд в Москву, сотрудничество во многих журналах и газетах. Становление писателя г. – переезд в Москву, сотрудничество во многих журналах и газетах. Становление писателя.
Писатель-сатирик Повести «Дьяволиада» (1924), «Роковые яйца» (1925), «Собачье сердце» (1925) Повести «Дьяволиада» (1924), «Роковые яйца» (1925), «Собачье сердце» (1925) «Дьяволиада» - это не только название повести, это стержневой булгаковский образ, передающий утрату человеком самого себя. «Дьяволиада» - это не только название повести, это стержневой булгаковский образ, передающий утрату человеком самого себя.
Писатель-фантаст Повесть «Собачье сердце» Мир пепрерывных изменений: расщепление человека на бессмысленные «назначения» Мир пепрерывных изменений: расщепление человека на бессмысленные «назначения» Шариков Шарик Продукт об-ва (Швондер) Биоробот (Преображенский)
Роман «Белая гвардия» (1924) – отражение эпохи I часть – нравственное и духовное размежевание. I часть – нравственное и духовное размежевание. немцы и белые немцы и белые мужицкая масса и Петлюра мужицкая масса и Петлюра народ и большевики политическое народ и большевики политическое Деникин и его армия Деникин и его армия II часть – схватка, гибель людей. II часть – схватка, гибель людей. III часть – раздумья о жизни и смерти. III часть – раздумья о жизни и смерти.
Булгаков - драматург «Дни Турбиных» «Дни Турбиных» «Бег» «Бег» «Иван Васильевич» «Иван Васильевич» «Александр Пушкин» «Александр Пушкин» «Мольер» «Мольер» «Последние дни» «Последние дни»
Главная встреча 1929 год – знакомство с Еленой Сергеевной Шиловской: «Это была быстрая, необыкновенно быстрая любовь на всю жизнь» год – знакомство с Еленой Сергеевной Шиловской: «Это была быстрая, необыкновенно быстрая любовь на всю жизнь». Взрослые, семейные люди - первое время они попытались не поверить в любовь, сами от себя укрывая под личиною дружбы. Взрослые, семейные люди - первое время они попытались не поверить в любовь, сами от себя укрывая под личиною дружбы.
Дальнейшая судьба мастера год – начало семейного счастья год – начало смертельной болезни. 10 марта 1940 года – смерть писателя.
Судьба Е.С.Булгаковой В ее любви было нечто, наполнявшее светом все тридцать лет, прожитые ею после его смерти: ощущение, что они связаны навсегда, навечно. Беседовала с ним мысленно. Погружалась в его рукописи – зримый, бессмертный след жизни его души. В ее любви было нечто, наполнявшее светом все тридцать лет, прожитые ею после его смерти: ощущение, что они связаны навсегда, навечно. Беседовала с ним мысленно. Погружалась в его рукописи – зримый, бессмертный след жизни его души.
Главный роман М.А.Булгакова «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Какова роль эпиграфа? Какова роль эпиграфа?
Жанр романа. Работал над ним 12 лет (с 1928 г. по 1940 г. до самой смерти). Работал над ним 12 лет (с 1928 г. по 1940 г. до самой смерти). Роман многожанров и многопланов, не укладывается в традиционные схемы. Это «роман в романе», социально- философский роман. Роман многожанров и многопланов, не укладывается в традиционные схемы. Это «роман в романе», социально- философский роман. Судьба самого Булгакова отражена в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа. Судьба самого Булгакова отражена в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.
Связь времен Мир произведения многолик и многопланов, композиция необычна и сложна: Мир произведения многолик и многопланов, композиция необычна и сложна: Сатана выдает себя за профессора черной магии и правит бал вместе со своей свитой; Сатана выдает себя за профессора черной магии и правит бал вместе со своей свитой; Понтий Пилат отправляет на казнь невинного человека; Понтий Пилат отправляет на казнь невинного человека; Московский бомонд считает себя хозяином положения. Московский бомонд считает себя хозяином положения.
Три мира в романе Вечный потусторонний Древний ершалаимский Московский современный
Вопрос о композиции романа Почему роман многолик и разнопланов? Почему роман многолик и разнопланов? Какая связь существует между мирами и героями? Какая связь существует между мирами и героями? Как связаны реальность и фантастика? Как связаны реальность и фантастика?
Композиция романа I частьII часть историядействия рассказчикидеятели обидырасплаты вопросыответы пророчестваисполнение разлукивстречи казньвоскрешение завязкиразвязки
Сочетание реальности и фантастики с библейскими мотивами Всего 4 дня происходят события в романе. Ради чего такая сложная композиция? С чего начинается действие романа? Как выглядели незнакомцы?
«Этого не может быть!» Какие странности приключились с Берлиозом и Иваном Бездомным? Какие странности приключились с Берлиозом и Иваном Бездомным? За что так страшно наказан Берлиоз? За что так страшно наказан Берлиоз? Как объяснить название первой главы? Как объяснить название первой главы?
Великий прокуратор Иудеи Каким показан Понтий Пилат? Каким показан Понтий Пилат? Как выглядит Иешуа в сцене допроса? Как выглядит Иешуа в сцене допроса?
«Что есть истина?» Какое впечатление произвел Иешуа на прокуратора? Какое впечатление произвел Иешуа на прокуратора? Почему Пилат утверждает смертный приговор? Почему Пилат утверждает смертный приговор?
«Люди как люди…» Как ведут себя люди в реальном мире? Как ведут себя люди в реальном мире? Как показаны писатели? Как показаны писатели? Кто такие Степа Лиходеев, Никанор Иванович Босой? Кто такие Степа Лиходеев, Никанор Иванович Босой? Какую роль в идейном содержании романа играет сеанс черной магии? Какую роль в идейном содержании романа играет сеанс черной магии?
Философский смысл произведения «Человечество мало изменилось…»: «Человечество мало изменилось…»: модель устройства общества; модель устройства общества; поведение людей, нравственные критерии; поведение людей, нравственные критерии; чувства и эмоции: жажда власти и богатства. чувства и эмоции: жажда власти и богатства.
«Человечество мало изменилось» Понтий Пилат Берлиоз, критики Иешуа Мастер Иуда Алоизий Магарыч Левий Матвей Иван Бездомный ВоландВоланд Потусторонниймир Потусторонниймир
«Каждому будет дано по его вере» Роль эпиграфа cjcj совестьсовесть Бог Свет (Иешуа) + Тьма - (Воланд) Покой Все персонажи романа получают то, что они заслужили: свет, покой или тьму.