Тема урока: СССР в 1930гг. Коллективизация и индустриализация
Цели урока: Способствовать усвоению причин и сущности коллективизации и индустриализации; Способствовать усвоению причин и сущности коллективизации и индустриализации; Проследить их социально-экономические и политические последствия; Проследить их социально-экономические и политические последствия; Понять истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток; Понять истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток; Способствовать воспитанию уважения к патриотическим чувствам советских людей; Способствовать воспитанию уважения к патриотическим чувствам советских людей; Продолжать развивать умения и навыки работы с текстом учебника, историческими документами, извлекать из них необходимую информацию и систематизировать полученные знания. Продолжать развивать умения и навыки работы с текстом учебника, историческими документами, извлекать из них необходимую информацию и систематизировать полученные знания.
Оборудование урока: карта «Народное хозяйство СССР в гг». Основные понятия: коллективизация, индустриализация, раскулачивание, ГУЛАГ, социалистическое соревнование, стахановцы, культурная революция. Важнейшие даты: гг.- первый пятилетний план гг.- второй пятилетний план. Персоналии : И.В.Сталин, Н.И.Бухарин
План урока: 1. Проверка домашнего задания. 2. Изучение нового материала: а) коллективизация и ее итоги; б) индустриализация в годы первых пятилеток. 3. Итоги урока. Закрепление изученного. 4. Домашнее задание.
1. Проверка домашнего задания. Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности? Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа? Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности? Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа? Каковы причины гонений, направленных против Православной церкви и ее служителей? Каковы причины гонений, направленных против Православной церкви и ее служителей? Как реагировала на перемены в СССР русская эмиграция? Как реагировала на перемены в СССР русская эмиграция?
2.1. Коллективизация и ее итоги. Коллективизация – политика преобразования сельского хозяйства в конце 20-х – 30 е гг. на основе рас- кулачивания и насаждения коллек- тивных форм хозяйства ( колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской собственности.
Найти и показать на карте районы, где сплошная коллективизация должна была осуществиться в первую очередь: Найти и показать на карте районы, где сплошная коллективизация должна была осуществиться в первую очередь: Северный Кавказ, Средняя, Нижняя Волга к 1931г. Украина, Центрально-Черноземный район, Сибирь, Урал, Казахстан к 1932г. Остальные районы к 1933г.
Работа с учебником ( с ) прочитать текст и заполнить таблицу целиметодырезультаты
Обсуждение таблицы по разделам целиметодырезультаты 1.Получение средств на индустриализацию 2. Создание колхозов и ликвидация кулачества. 3. Ликвидация аграрного перенаселения. 1.Пропаганда партии: зажиточный крестьянин – враг народа. 2. Раскулачивание. 3.Репрессии. 4.Паспортная система. 1.Создание условий для индустриали- зации. 2.Уничтожение единоличных крестьянских хозяйств и организация колхозов. 3.Ликвидация аграрного перенаселения.
Работа с документом Из дневника учителя истории И.И.Шитца. В деревне стоит стон. Вместо единоличных хозяйств, обрадовавших было мужичков, вместо хуторов и отрубов – коллективизация, причем ее проводят без достаточного числа машин. Принуждаемые к ней крестьяне режут скот и птицу и входят в обобществленное хозяйство, сравнявшись в нищете. Идея коллективного, машинного хозяйства, с повышенной техникой, улучшаемым урожаем, понижением ручного труда, увлекает многих, даже не во всем, сочувствующих большевикам. Но принудительное осуществление, сопровождающееся разорением, ссылками, ненавистью и враждой (все же в ХХв. люди не петровской эпохи), надрывает самое идею, не говоря уже о том, что остаются жгучие вопросы: куда деваться массам свободных крестьянских рук, которые отрываются от привычного труда, при склонности заменить их рабочими-машинистами из города? Что делать с детворой и ее запросами, когда разрушена всякая деревенская жизнь, а городской наладить нет средств и возможностей?
В чем видит автор документа положительные стороны идеи создания крупных коллективных хозяйств в деревне? В чем видит автор документа положительные стороны идеи создания крупных коллективных хозяйств в деревне? В чем он видит недостатки реализации этой идеи на практике? В чем он видит недостатки реализации этой идеи на практике?
В чем особенности тактической линии Сталина в период проведения политики сплошной коллективизации? В чем особенности тактической линии Сталина в период проведения политики сплошной коллективизации? ( 1930г., статья Сталина «Головокружение от успехов»). -Как удалось преодолеть голод в стране? ( пополнение парка МТС, выполнение планов закупки сельскохозяйственной продукции, политика материальной заинтересованности колхозников в повышении производительности труда, оживление приусадебного хозяйства, снижение цен на продукты питания).
2.2. Индустриализация в годы первых пятилеток Индустриализация – создание в крат- чайшие сроки мощной тяжелой промышленности, на базе которой укреплялась бы обороноспособность страны (ВПК), легкая промышленность и сельское хозяйство. Индустриали- зация призвана была решить и соци- альные проблемы – покончить с без- работицей и увеличить численность рабочего класса – опоры власти.
Работа с учебником (с. 170, с.175) Заполнить таблицу: Индустриализация в годы первых пятилеток целиисточникирезультаты
Обсуждение таблицы по разделам ЦелиИсточникиРезультаты 1.Создание мощной оборонной промышленности. 2.Ликвидация технико-экономи- ческой отсталости страны. 3.Достижение экономической не- зависимости. 4.Развитие базовых отраслей отечест- венной промыш- ленности. 1.Перекачка средств из деревни. 2.Продажа сырьевых ресурсов, пред- метов искусства. 3.Привлечение средств населения. 4.Труд заключенных. 5.Трудовой энтузиазм народа. 1.Второе место в мире по развитию тяжелой промышленности. 2.Сокращение отставания от развитых капита- листических стран. 3.Создание новой базы на Востоке страны. 4.Развитие новых отраслей промыш- ленности. 5.Скачок за счет отставания других отраслей промыш- ленности.
Показать объекты первых пятилеток (Днепрогэс, Сталинградский и Харь-ковский тракторные заводы, Туркестано –Сибирская железная дорога, Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения, «Азовсталь» и «Запорожсталь», Авиационные заводы в Москве, Харькове, Куйбышеве, Челябинский тракторный и Уральский вагонострои-тельный заводы). - Используя учебник с.173, расскажите, где и как использовался труд заключенных. Какова была его роль в осуществлении модернизации страны?
3. Итоги урока. Закрепление изученного. В чем вы видите источники героизма советских людей? В чем вы видите источники героизма советских людей? Главным источником проведения индустриализации в СССР служили: а) иностранные займы и инвестиции; б) эксплуатация национальных окраин страны; в) эксплу- атация собственного населения. Главным источником проведения индустриализации в СССР служили: а) иностранные займы и инвестиции; б) эксплуатация национальных окраин страны; в) эксплу- атация собственного населения. Особенностью индустриализации в СССР можно считать: а) высокие темпы развития тяжелой промыш- ленности; б) бурное развитие легкой промышленности; в) комплексное развитие народного хозяйства. Особенностью индустриализации в СССР можно считать: а) высокие темпы развития тяжелой промыш- ленности; б) бурное развитие легкой промышленности; в) комплексное развитие народного хозяйства. Главным итогом индустриализации в СССР явилось: а) создание мощного ВПК; б) существенное повышение жизненного уровня населения; в) достижение эконо- мической независимости страны. Главным итогом индустриализации в СССР явилось: а) создание мощного ВПК; б) существенное повышение жизненного уровня населения; в) достижение эконо- мической независимости страны.
Вывод: В результате социально-экономи- ческих преобразований 30-х гг. ХХ в. Наша страна превратилась в мощную индустриальную державу, в которой жили люди с уверенностью, что лишения и трудности – это временно, что выполнение пятилетних планов позволит построить новое общество, быстро поднять уровень жизни населения.
Домашнее задание: П. 23, в. 1,3,4. П. 23, в. 1,3,4. П. 24, в. 1,2,3,4. П. 24, в. 1,2,3,4.