Секреты звука «Ж» Учитель-дефектолог Лазюк Татьяна Сергеевна
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗВУКА « Ш» При постановке правильного произношения звука Ш, проводится целенаправленная работа над речевыми движениями, которые не сформировались у ребёнка в процессе речевого развития. Каждое артикуляционное упражнение в соответствии с выполняемым действием имеет своё название. Картинка-образ служит образцом для подражания предмету или действиям выбранного предмета. ПОМНИТЕ! Важно не количество,а правильный подбор и качество выполнения артикуляционных упражнений.
Критерии оценки качества выполнения артикуляционных упражнений Чёткость Плавность Дифференцированность Точность Равномерность Устойчивость Переключаемость
Чашечка улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу загнув кончик языка и боковые края вверх, потянуться языком вверх. Чтобы звук красивым вышел, шире язычок и выше. Сделаем из язычка чашечку подняв бока. Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам, Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно, Чтобы ветерок бежал, чтобы Ш как шёлк шуршал.
Вкусное варенье Чтоб поднять нам настроение, Съедим вкусное варенье. Слегка приоткрыть рот широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Качели Вот качели на аллее, Язычок сел на качели. Рот открыть широко. Попеременно тянуться высунутым языком к носу и к подбородку.
МАЛЯР Красить комнаты пора, Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведём вперёд-назад- Наш маляр работе рад! Улыбнись; открой рот; подними язык к бугорочкам; води, поглаживая кончиком языка,как кисточкой,по нёбу вперёд-назад; следи, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.
А на лестнице у Веньки Посчитаем мы ступеньки. Улыбнуться открыть рот установить язык в форме чашечки на верхней губе перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы удерживать в каждом положении 3-5 секунд). Ступеньки
Назови картинки, вставляя пропущенные буквы …еребёнок …аворонок …ираф
…илетка …елудь …ук …аба
ё..ик сне…инка лы…ник
моро…еное бакла…ан но… но…ницы
Автоматизация звука «Ш» СЛОГИ СЛОВА СВЯЗНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Логопедические рифмовки Жа-жа-жа, жа-жа-жа тут ежата у ежа. Жу-жу-жу, жу-жу-жу как-то уж пришел к ежу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи мне ежаток покажи. Жу-жу-жу, жу-жу-жу я с ужами не дружу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа уж уходит от ежа.
жи-жи-жи, жи-жи-жи В нашем доме этажи. жа-жа-жа, жа-жа-жа Подо мной два этажа. жа-жа-жа, жа-жа-жа Hадо мной два этажа. же-же-же, же-же-же Hа каком я этаже?
Отгадай загадки, назови отгадки Я на ветке сижу. Букву Ж все твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. С длинной шеей своей стал он выше всех зверей.
Живёт в норке, грызёт корки. Короткие ножки, боится кошки На прогулке бегуны одинаковой длины. Кони эти рыжи, а зовут их…
В золотой клубочек Спрятался дубочек Эта буква широка И похожа на жука. Да при этом, точно жук, Издаёт жужжащий звук: - Ж-ж-ж-ж!
Выучи стихотворение Пылесос, пылесос, ты куда суёшь свой нос? - Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! -Я поpядок навожу. Мышь как мышь.
Дождик Дождик, дождик, дожделей! Все поля скоpей полей! Hе жалей воды, напои сады.
Где застёжки? Летом в клетке зоопаpка медвежонку очень жаpко. Хоpошо в жаpу такую снять одежду меховую. Ищет он застёжку, чтобы снять одёжку.
Лежебока pыжий кот отлежал себе живот. Кушать хочется, но лень воpочаться. Вот лежит себе и ждет может миска пpиползет?..