Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 17 Щербаковой Елены Александровны
Музыкально-литературное краеведение – 8-е классы I полугодие – музыкальное краеведение II полугодие – литературное краеведение
ЛК – научная дисциплина, изучающая литературный процесс в Тверском крае, пребывание известных поэтов и писателей в нашем крае, их вклад в литературный процесс.
Воспитывать любовь к родному краю Знакомить учащихся с историей развития художественной литературы литературной жизнью в Тверском крае с творчеством тверских писателей и поэтов с местными литературными традициями
Слушание Конспектирование Подготовка сообщений, докладов Комментированное чтение Анализ текстов Проведение исследовательской работы Экскурсии
Наиболее значимые произведения древней Твери Произведения поэтов и писателей XIX – XX веков
заметное и своеобразное явление: общерусские интересы преобладают над местными основная тема – борьба с внешним врагом основная идея – объединение Руси
Основные вопросы : Каким перед нами предстаёт епископ Симеон? В чём смысл наставления епископа Симеона? Почему этот древнейший литературный жанр не ушёл в прошлое? Какие идеи «Наставления» актуальны сегодня? Почему?
Найдите в тексте слова, в которых автор объясняет причину похода Шевкала на Тверь Какими эпитетами «награждает» автор Шевкала? Можем ли мы судить, как автор относится к нему? Почему князь Александр Михайлович велел тверичанам терпеть? Как вы думаете, правильно ли поступили тверичи? Как их характеризует выступление против бесчинства татар?
Каким предстаёт Щелкан в песне? В каких словах песни отражена жестокость татарских баскаков? Сопоставьте памятники древнерусской литературы XIV века о событиях 1327 года в Твери и сделайте выводы.
«Повесть о «взыскании» Александра русскими князьями» «Повесть об убиении Александра Михайловича и его сына Федора в Орде» «Похвально слово Михаилу Александровичу»
Основная идея – обоснование необходимости борьбы с ордынским игом путём объединения Руси под властью Тверских князей
Темы сочинений Почему мученическая смерть Михаила Тверского воспринимается нами как подвиг? Почему Михаил Тверской – покровитель Тверской земли? Как памятники литературы древней Твери воспитывают любовь к родному краю?
«Хождение за три моря Афанасия Никитина» – Прочитайте «Хождение» Афанасия Никитина – Найдите описание Индии, её природы и жизни её обитателей – Перескажите эпизод о птице «Гукук» или о «князе обезьянском» – Выпишите высказывания Афанасия Никитина о русской земле – Приведите примеры образности языка «Хождения»
Каким представляется Афанасий Никитин, описывая подробно Индию, её природу и жизнь обитателей? Почему Афанасий Никитин не переменил свою веру? В чём смелость религиозной мысли путешественника? Какое истрическо-культурное значение имеет «Хождение» А. Никитина? Что является показателем культурного уровня Твери XV века?
Каковы особенности «Повести …»? В чём проявляется мудрость Ксении? Вспомните образ Февронии из «Повести о Петре и Февронии». Что общего в характере этих героев? Дайте характеристику личности Ярослава Ярославича?
Объяснить понятие «челобитная» Какова тема этого произведения? Каков идейный смысл «челобитной»? Выпишите из текста рифмованные фразы типа пословиц и поговорок? Что вы можете сказать о языке «Калязинской челобитной»? Почему «Калязинская челобитная» относится к сатирическим произведениям древнерусской литературы? Что обличает «Калязинская челобитная»?
В чём особенность литературы древней Твери? Какова тематика первых произведений литературы древней Твери? Кто был автором произведений древней Твери?