Серебряный век – блеск, взрыв, яркость, необычность! Критерии для сопоставления. Символисты. Акмеисты. Футуристы. 1. Цель творчества. Расшифровка тайнописи, воплощённой в слове. Возвращение поэзии ясности, вещности. Вызов традиции. 2.Отношение к миру. Стремление создать картину идеального мира. Понимание мира как совокупности простых предметов. Одержимость идеей разрушения старого мира. 3.Отношение к слову. Понимание слова как послания, элемента тайнописи. Стремление придать слову определённое, точное значение. Интерес к словесным деформациям, неологизмы. 4.Особеннос- ти формы. Господство намёков и иносказания, музыкальность. Конкретная Образность, прекрасная ясность Разговорная интонация, пафос эпатажа.
О, я хочу безумно жить Все сущее - увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить!
Я понял, что заблудился навеки В слепых переходах пространств и времен, А где – то струятся родимые реки, К которым мне путь навсегда запрещен
Я хочу быть понят моей страной, А не буду понят – что ж. По родной стране пройду стороной, Как проходит косой дождь.
Ко мне приплывала зеленая рыба, Ко мне прилетала зеленая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это – счастье.
Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
Звуковой облик этих слов создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то прекрасном, возвышенном. Однако в искусствоведении и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко закрепилось за новой русской поэзией после появления в свет статьи Николая Оцупа ««Серебряный век» русской поэзии»(1933).
Серебряный век русской культуры - исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, живописи, музыки, театрального искусства.
Серебряный век Декадентство Модернизм Символизм Акмеизм Футуризм Имажинизм
-массовое создание политических партий - русско-японская война - первая русская революция - Первая мировая война - Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция гражданская война
( от фр. decadence-упадок) – определенное умонастроение кризисной эпохи конца 19 начала 20 века, для которого характерны пессимизм, неприятие реальной жизни, чувства отчаяния, бессилия и душевной усталости.
Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество – Моя пустынная душа. К. Бальмонт
( о т фр. modern-новейший, современный) – общее название нереалистических направлений в литературе и искусстве начала XX в., для которых характерно отрицание эстетики прошлого, а также новый подход к изображению мира и человека. Модернизм объединил целый ряд течений и направлений.
Символизм(symbolo-знак) Поэзия оттенков как противоположность поэзии красок.(В.Брюсов). Старшие символисты: В.Брюсов, З.Гиппиус, Д.Мережковский, К.Бальмонт, Ф.Сологуб. Младосимволисты: А.Белый, Вяч.Иванов, А.Блок, С.Соловьёв. Над человеческим созданьем, Которое он в землю вбил, Над смрадом, смертью и страданьем Трезвонят до потери сил… А.Блок.
Акмеизм(akme-ясность) Акмеисты: С.Городецкий, Н.Гумилёв, О.Мандельштам Солнце в небе. Солнце ярко светит. Уходи к волне про боль шептать. О, она, наверное, ответит, А быть может, будет целовать. А.Ахматова.
Футуризм(futurum-будущее) Футуристы: В. Маяковский Д. Бурлюк В.Хлебников И.Северянин. Бобэоби пелись губы. Вээоми пелись взоры. Лидээи пелся облик. Гзи-гзи-гзэо пелась цепь Так на холсте каких-то соответствий. Вне протяжения жило Лицо.
1. Используя опорный конспект и ранее полученные знания, заполнить таблицу. 2. Представить свою работу в виде рассказа, используя заполненную таблицу (по 1 обучающемуся от группы). Литературное течение Представители и литературные манифесты Цель творчества Отношение к миру Отношение к слову СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ
Литератур- ное течение Представители и литературные манифесты Цель творчестваОтношение к мируОтношение к слову СИМВОЛИЗМ Д..Мережковский, З.Гиппиус, А.Блок, К.Бальмонт и др. Манифест: Д.Мережковский « О причинах упадка и новых течениях современной литературы» (1912г.) - создание картины идеального мира, существующего по законам красоты. Уход от реальности. Идея двоемирия: Реальный мир, примитивный и ложный; ирреальный мир, совершенный и вечный. Использование слов-символов. Символ – «окно в бесконечность». АКМЕИЗМ Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О. Мандельштам и др. Манифест: ст. Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» (1913г.) - творчество; -- воспеть красоту земного мира, вернуть вкус к жизни; Провозгласили самоценность реальной жизни, призывали «возлюбить землю». Возвратили слову прямое, первоначальное значение. ФУТУРИЗМ В.Маяковский, В.Хлебников, И. Северянин, Д. Бурлюк Манифесты: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна». - создание сверхискусства, способного преображать и обновлять мир. Объявили войну серой, будничной жизни. Призывали к разрушению старого мира во имя обновления жизни. Ненависть к существующему до них языку; словоновшество и словотворчество. «Заумный язык».