«К ВАМ АЛЕКСАНДР АНДРЕИЧ ЧАЦКИЙ…» анализ I действия
Игра-беседа. Задание: подтвердите или опровергните предлагаемую информацию: 1) Грибоедов родился в Москве, в обедневшей дворянской семье. 1) Грибоедов родился в Москве, в обедневшей дворянской семье. 2) В 13 лет поступил в университет. 2) В 13 лет поступил в университет. 3) Закончил за 6,5 лет два факультета. 3) Закончил за 6,5 лет два факультета. 4) Знал 3 языка: английский, французский, немецкий. 4) Знал 3 языка: английский, французский, немецкий. 5) Грибоедов – замечательный композитор. 5) Грибоедов – замечательный композитор. 6) Грибоедов – известный дипломат. 6) Грибоедов – известный дипломат.
7) Участвовал в войне 1812 г. 7) Участвовал в войне 1812 г. 8) В Персию сослан за участие в восстании декабристов. 8) В Персию сослан за участие в восстании декабристов. 9) «Горе от ума» – трагедия, была написана в 1826 г. 9) «Горе от ума» – трагедия, была написана в 1826 г. 10) Был щедро награжден правительством за подписание мирного договора с Персией. 10) Был щедро награжден правительством за подписание мирного договора с Персией. 11) Гибель его была случайной. 11) Гибель его была случайной. 12) Погиб в Тифлисе. 12) Погиб в Тифлисе. 13) Похоронен в Тифлисе, в монастыре Давида. 13) Похоронен в Тифлисе, в монастыре Давида.
История создания комедии «Горе от ума»
Какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие – нарушены? 1) Правило «трех единств»: – единство времени (1 день); – единство места (дом Фамусова); – единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт).
2) В комедии соблюдается композиционный принцип: 4 действия, в III– кульминация, в IV – развязка. 3) Наличие любовного треугольника. 4) Присутствие резонера (Чацкий и Лиза). 5) «Говорящие» фамилии (читаем афишу: Молчалин, Фамусов, Репетилов, Тугоуховские, Хлестова, Скалозуб, Хрюмины).
Вопросы: – Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя? Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей? – Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя? Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей? – Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим? – Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим? – Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина? – Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина? – С какого явления начинается завязка действия? – С какого явления начинается завязка действия?
7 явление – Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера сразу же бросаются в глаза? – Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера сразу же бросаются в глаза? – Как встречает его Софья? – Как встречает его Софья? – Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной? – Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной? – Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему? – Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему? – Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком? – Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?
Вывод. Анализируя I действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, и социальный, когда противопоставляются «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы. Анализируя I действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, и социальный, когда противопоставляются «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.
Домашнее задание: дочитать пьесу; начать составление таблицы (выписать цитаты). дочитать пьесу; начать составление таблицы (выписать цитаты).
Чацкий Фамусов, фамусовское общество 1. Отношение к народу, крепостному праву 2.Отношение к идеалам 3.Отношение к просвещению 4.Отношение к службе 5.Отношение к иностранному 6.Отношение к богатству и чинам 7.Отношение к семье, браку, семейному счастью 8.Понимание слова «ум»