Модели рынка (рыночные структуры) 1.Признаки рыночных структур 2.Рыночная власть в отрасли 3.Типологизация рыночных структур
Признаки рыночных структур 1. Концентрация продавцов (индекс Герфиндаля- Хиршмана): HHI=q 1 2 +q 2 2 +…q n 2 =q 1 2 = (q i /Q) 2, где Q – общий объем рынка q i –объем продаж отдельной фирмы 2.Концентрация покупателей 3.Степень дифференциации продукта 4.Барьеры входа на рынок
Источники рыночной власти 1.Доля фирмы в отраслевом предложении 2.Дифферециация продукта 3.Особые права,уникальность продукта 4. стратегическое взаимодействие-сговор
Типы рыночных структур 1.Совершенная конкуренция 2.Монополистическая конкуренция 3.олигаполия 4.Монополия
Характеристика рынка совершенной конкуренции 1.атомизация рынка 2. стандартизация продукта 3. прозрачность рынка 4. свобода входа и выхода 5. автономность поведения фирмы 6. отсутствие рыночной власти
МОНОПОЛИЯ 1.Полная концентрация предложения у единственного продавца 2.Отсутствие субститутов-заменителей, уникальность продукта 3. Высокие барьеры входа на рынок 4. Отсутствие стратегического поведения 5. Спрос на монопольный продукт неэластичен Характеристика монопольного рынка
Экономические последствия монополизации 1.отсутствие конкуренции 2. рост издержек производства 3. высокие цены в экономике 4. перераспределение богатства в их пользу 5. падение уровня жизни населения 6.невосприимчивость к инновациям