Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения Российская академия образования
2 Главная задача Плана социокультурная модернизация российского общества – основа необратимого массового инновационного процесса Образование – системо- образующий ресурс социально-экономического развития государства, социокультурной модернизации российского общества «Вопрос системных изменений в школе касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития» Президент Российской Федерации Д.Медведев Заседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 15 октября 2008 года
3 Ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества Формирование российской (гражданской) идентичности Консолидация общества в условиях роста его разнообразия Взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп Социальное выравнивание общества за счет доминирования активной части среднего класса Конкурентоспособность личности, общества и государства
4 Новые функции стандарта Формирование российской (гражданской) идентичности как фундамента развития гражданского общества Обеспечение сочетаемости и сопоставимости российской и лучших зарубежных систем образования Обеспечение гуманизации образования, создание новой культуры образовательной среды школы, привлекательной, комфортной и здоровой для учащихся, учителей, родителей и управленцев «Одна из базовых тем – создание комфортной и здоровой среды обитания для учеников, …создание открытой современной творческой атмосферы в обучении» Президент Российской Федерации Д.Медведев Заседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 15 октября 2008 года
Новый компонент стандарта – система ценностей как важнейший институт развития общества Определяет нормы и правила существования и развития общества Обеспечивает стабильность общества и противодействие внешним негативным вызовам Является механизмом саморазвития личности, семьи и общества
Новый социальный статус стандарта – конвенциональная норма, отражающая социальные потребности и запросы личности, семьи, общества и государства Реализация миссии образования - формирование гражданской идентичности, как базового условия укрепления российской государственности Обеспечение заданного уровня качества образования Динамичность и открытость для изменений
Преемственность Опора на опыт и традиции советской и российской школы, лучший мировой опыт Результаты предшествующих реформ и проектов (модернизации образования, РЕОИС, займов МБРР, Приоритетного национального проекта «Образование», различных проектов ФЦПРО и пр.) Развитие отечественных научных теорий и концепций (развивающего обучения, «ядра и оболочки» и пр.)
Инновационность От «догоняющей» модели модернизации образования к «опережающей», основанной на российской ценностной, духовной и культурной базе Переход от копирования западных моделей реформирования образования к проектированию стандартов как важнейшего ресурса социокультурной модернизации российского общества, социально- экономического развития государства
Инновационность Стандарт как система трех требований: к результатам освоения основных образовательных программ, структуре основных образовательных программ и условиям реализации основных образовательных программ Фундаментальное ядро содержания общего образования Структура БУПа(БОПа): инвариантная, вариативная части, внеучебная деятельность
Основное расхождение – понимание сущности стандарта Макет 1 (ст. 1.1) Стандарт как совокупность обяза- тельных требований к условиям реализации основных образова- тельных программ Макет 2 Стандарт как система трех требований Требованиям Закона РФ «Об образовании» соответствует понимание стандартов в Макете 2
Предмет стандартизации Макет 1 Основная образова- тельная программа образовательного учреждения Макет 2 Основные результаты образования Организационно- педагогические условия Материально- техническая база и ресурсы Требованиям Закона РФ «Об образовании» соответствует понимание стандартов в Макете 2
Основной результат образования Макет 1 Достижение качеств личности выпускника в представлении авторов макета Макет 2 Развитие личности обучающегося на основе общественного договора Реализации системно- деятельностного подхода отвечает позиция Макета 2
Сфера регулирования Макет 1 Деятельность образователь- ного учреждения Макет 2 Функционирование системы образования: взаимоотношения субъектов образовательной системы и координация их деятельности солидарная ответственность всех субъектов за результат образования
Средства реализации и регулирования образовательного процесса Макет 1 Диктат «иннова- ционной» практики, являющейся «сугубо-иной» по отношению к существующей Итоговая аттестация выпускников Макет 2 Выбор адекватных педагогических средств обучения на основе мониторинга и согласования запросов и потребностей в образовании со стороны личности, семьи, общества и государства Широкий спектр способов контроля исполнения трех требований стандарта
Прогнозируемые последствия для системы образования в случае принятия за основу подходов Макета 1 Возврат системы образования к модели 20-летней давности Ориентация на модель «контроля качества» в ущерб модели «обеспечения качества» образования Разрушение целостности образовательного пространства страны Ответственность за исполнение стандартов возлагается на школу и ученика
Компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность Российская академия образования Портрет будущего выпускника школы 2020 г. – гражданина России
Российская академия образования Современный учитель Социально-активный работник, создающий будущее сегодня Личность, достойная быть примером для само- воплощения Организатор диалога государства и семьи
18 Обсуждение standart.edu.ru
Спасибо за внимание! Александр Кондаков