Тема урока: «Кризис «развитого социализма» Задачи урока: Раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в1960-80-е гг., показать,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СССР в первой половине 1980-х гг.: нарастание системного кризиса советского государства.
Advertisements

Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965 – 1985 гг. Урок в 11 классе.
СССР в середине ых годов Эпоха «Развитого социализма» Общественно- политическая жизнь Проблемы внешней политики Личности Тест «Эпоха застоя»
Рыбицкая С.Н. учитель истории ГОУ СОШ 69 Санкт-Петербурга.
СССР в гг.. НАРАСТАНИЕ НЕДОВОЛЬСТВА В ОБЩЕСТВЕ И ОТСТАВКА Н. С. ХРУЩЕВА Горожане недовольны повышением цен на продовольствие и фактическим его.
«Эпоха застоя». Задачи урока: раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в е гг., показать, как формировалась советская.
План урока Что такое перестройка? Новое политическое руководство. Причины перестройки. Этапы перестройки. Мероприятия и результаты. Политическая жизнь.
«Развитой социализм» или «время застоя». СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.
Политика и экономика: от реформ к «застою» История России 11 класс Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат Учитель Киященко А.А.
"Актуальные проблемы советской эпохи" Элективный курс для 11 класса.
СССР в период «перестройки» (2 урок) Урок истории в 11 классе Учитель: Марущенко О.В.
СССР в годах: годы «коллективного» руководства эпоха «застоя» «маяк надежды»: Ю. В. Андропов мини- застой: К. У. Черненко.
Цели и задачи: познакомить учащихся с экономической ситуацией, сложившейся в СССР в середине 60 - середине 80-х годов; обратить внимание на экономические.
Кризис моделей развития: конец 1960-х – 1970-е гг.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
ПЕРЕСТРОЙКА ( гг.) ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ: гг гг гг.
Учитель истории МБОУ Ульяновская СОШ Бычков Николай Евгеньевич.
СССР: от «оттепели» к «застою». Брежнев Леонид Ильич ( ) СССР в г.г. – эпоха «застоя»
«СССР в годы перестройки» Презентация на тему: Выполнила студентка 1 курса гр. 1 – 3 Скворцова П.А 1.
Новейшая история как историческая эпоха Новый материал.
Транксрипт:

Тема урока: «Кризис «развитого социализма» Задачи урока: Раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в е гг., показать, как формировалась советская партийно-государственная номенклатура; Отметить причины неудачи экономической реформы правительства А.Н. Косыгина по модернизации экономики СССР во второй половине 1960-х годов; Проанализировать причины кризисных явлений в советской экономике в 1970-х - первой половине 1980-х годов; Выявить предпосылки, способствовавшие возникновению диссидентского движения в СССР, охарактеризовать его роль в общественной жизни страны; Обобщить социально-экономические и общественно-политические черты советского общества периода «развитого социализма» в 1970-х – первой половины 1980-х гг. как «эпохи застоя»

План урока 1. Власть номенклатуры. 2. Проблемы экономики. 3. Кризис догматизированной идеологии. Диссиденство. 4. Углубление кризиса «развитого социализма»

Основные понятия: Советская партийно-государственная номенклатура, диктатура номенклатуры, совнархозы, бюрократизация экономической жизни, НТР, компьютеризация, нефтедоллары, «развитой социализм», догматизированная идеология, диссидентство, идея конвергенции двух общественно-политических систем, постиндустриальное общество, «черный рынок», демагогия, коррупция, «эпоха застоя».

Эпоха хрущевской «оттепели» сменилась временем, которое в исторической науке характеризуется по- разному: консерватизм; стабильность; но чаще «застой» или «кризис» советского общества в конце 1960-начале 1980-х годов

Проблемный вопрос: Какое из понятий является определяющим для характеристики эпохи после отставки Н.С. Хрущева – «застой» или «кризис»?

1. Власть партийно-государственной номенклатуры Вопросы и задания: 1. Познакомьтесь с воспоминаниями поэта С.В. Михалкова о Л.И. Брежневе (см. зад.2, стр. 220) и подготовьте ответы на вопросы к документу. Каким вам представляется Л.И. Брежнев как руководитель СССР? В какой степени личность Л.И. Брежнева как руководителя государства оказывала влияние на состояние страны в этот период? 2. Объясните значение понятия «номенклатура». Сравните положение партийно-государственной бюрократии брежневского и сталинского периодов советской истории (§18-19, с.132). В чем проявлялась власть советской партийно-государственной номенклатуры в х годах? 3. Проанализируйте фрагмент документа. 4. Как вы думаете, изменилась ли сущность власти советского тоталитарного режима в 1970-х нач х годов? Если да, то в чем это проявлялось?{ Цедесообразно обратить внимание старшеклассников на закрепление власти партийно- государственной бюрократии в статье 6 Конституции СССР 1977 года. Учитель предлагает школьникам сравнить содержание}

«Проблемы командной экономики» (§31, п.2., с ). Вопросы и задания: 1.Определите сущность экономической реформы А.Н. Косыгина. 2.Объясните, почему экономическая реформа, которая проводилась в СССР во второй половине 1960-х гг., не увенчалась успехом. 3.Проанализируйте статистическую таблицу «Темпы прироста ряда экономических показателей в СССР ( в %)»(с. 215). Можно ли говорить о кризисных или о застойных явлениях в советской экономике? Почему снижались экономические показатели СССР в х гг? 4.Объясните суть понятия «научно-техническая революция». В каком секторе промышленности в основном использовались высокие технологии? Почему именно в этом секторе? 5.Проанализируйте фрагмент из книги А.Д. Сахарова «О стране и о мире» 6. Охарактеризуйте проблемы аграрного сектора советской экономики в этот период. Раскройте причины отставания сельского хозяйства СССР.

Кризисные явления «эпохи застоя» Социально-экономическая сфераОбщественно-политическая сфера Неудачная попытка проведения экономической реформы(осуществлялась по инициативе Косыгина, 1965). Снижение темпов экономического развития. Высокая удельная доля тяжелого неквалифицированного труда. Передовые технологии, разработанные в сфере военно-промышленного комплекса, были засекречены и практически не использовались в гражданском производстве. Дефицитная и затратная экономика – экстенсивное развитие. Сырьевой экспорт, нефтедоллары Курс партийно-государственной номенклатуры на сохранение сложившихся общественных отношений. Догматизированная идеология Идеологические противоречия «развитого социализма»-официальная и неформальная идеологии. Невысокие показатели качества жизни советского человека. Коррупция партийно-государственного аппарата; «черный рынок»; апатия людей. Нарастание в обществе критического отношения к официальной идеологии и партийному руководству. Диссидентское движение.