Основные направления и функции социального педагога в профориентационной работе. В Выступление соц. педагога М МС(к) ОУ VIII вида Е.А. Куликовой на педсовете 2011 г.
Задачи профориентационной работы: Способствовать формированию у школьников адекватной самооценки, Способствовать формированию у школьников адекватной самооценки, Оказывать педподдержку детям в процессе их профессионального жизненного самоопределения, Оказывать педподдержку детям в процессе их профессионального жизненного самоопределения, Осуществлять консультации учащихся по социальным вопросам, Осуществлять консультации учащихся по социальным вопросам, Оказывать помощь классным руководителям в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника. Оказывать помощь классным руководителям в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Направления работы: Становление жизненной перспективы, Становление жизненной перспективы, Формирование положительного отношения к труду, Формирование положительного отношения к труду, Обеспечение продуктивности социальных контактов Обеспечение продуктивности социальных контактов
Основные функции социального педагога в профориентационной работе: Д Диагностическая; О Организационная; И Информационно- просветительская; М Мотивационная; П Профилактическая; Воспитательная; К Коммуникативная.
Характеристика профессиональных намерений и жизненных планов "трудного" подростка: 1. Профессиональные намерения и планы отсутствуют: а) из-за негативизма и циничного отношения к труду, б) по легкомыслию и бездумности. 2. Планы неопределенные, иногда нереальные. 3. Планы и профнамерения определились, но нет активной подготовки к будущей профессии.
Причины отсутствия интереса к профессиональному выбору: недостаточный уровень знаний, умений и навыков; недостаточный уровень знаний, умений и навыков; личностные проблемы (комплекс вины, неполноценности и т. д.); личностные проблемы (комплекс вины, неполноценности и т. д.); негативное влияние среды: семьи, компании знакомых. негативное влияние среды: семьи, компании знакомых.
Формы и методы профориентационной работы: рассказы о профессиях, рассказы о профессиях, просмотр видеороликов, просмотр видеороликов, беседы, беседы, чтение художественной литературы, чтение художественной литературы, экскурсии на предприятия и т.д. экскурсии на предприятия и т.д.
Занятия с учащимися по профориентации в МС(к) ОУ VIII вида 7 класс – 2 занятия 7 класс – 2 занятия - рабочие специальности в растениеводстве - рабочие специальности в растениеводстве 8 класс – 6 занятий 8 класс – 6 занятий - рабочие специальности в животноводстве 9 класс – 8 занятий 9 класс – 8 занятий - рабочие специальности в промышленности
Основные показатели готовности к самостоятельной жизни: реальный и конкретный характер жизненных планов, адекватное профессиональное самоопределение, готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи, социально-нормативное поведение, умение использовать личный опыт в изменяющихся условиях.