РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Цель урока: знакомство с семьей как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа.
Способствовать формированию положительного отношения к семье, к дому; расширить представления детей о семье, добре, любви к ближнему; способствовать воспитанию у детей чувства гордости за свою семью; совершенствовать умения доказывать, обобщать, делать выводы; развивать эмоциональную сферу ребенка.
Мультимедиа проектор; Раздаточный материал; Рабочая тетрадь.
Род, семья, родословная, традиции, нравственность.
Беседа, устный творческий рассказ на тему, работа в группах, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Мультимедийный проектор; компьютер; экран; раздаточный материал.
В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь вы выходите из семьи. Пусть все к лучшему преобразуется, В наших душах, на нашей земле! Человек – он в семье формируется, Идет подготовка к жизни в семье.
Продолжите определение: СЕМЬЯ – это союз родственников, живущих вместе, связанных общим бытом и основанный на …
Согласную семью когда в семье лад Семья в куче и горе не берет На что клад не страшна и туча
Согласную семью и горе не берет Семья в куче – не страшна и туча На что клад, когда в семье лад
Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?» Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья. - Ты кто? – спрашивает Муравей. - Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет. - Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю. Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
- Почему погиб Лепесток? - А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по–настоящему.
- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. - Когда было легче удержаться на одной ноге? - Почему в паре легче, как думаете? - Что вам помогло? - Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.
1 – 3 абзацы на стр. 37 Задание для 1 группы: найдите новые слова и объясните их. Задание для 2 группы: в одном предложении выразите главную мысль. Задание для 3 группы: назовите роль семьи в жизни людей.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься шрам останется.
Уважайте мнение всех членов семьи; Старайтесь понять каждого и если надо простить; Никогда не смейтесь над кем-то; Уважайте родственников; Почитайте родителей.
Укажи последовательность родственных связей в семье: Сын мать бабушка прабабушка правнук внук
РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО На стр. 38 родословная поэта А.С. Пушкина. Посмотрите какая она длинная. А каким получится ваше родословное древо? Дома с помощью родителей можете нарисовать его. Легче начать с вас. Я (ФИ) папа (ФИО) мама (ФИО) мамин а мама (ФИО) брат или сестра (ФИ) мамин папа (ФИО) папина мама (ФИО) брат папы (ФИО) сестра мамы (ФИО) папин папа (ФИО) брат папиног о папы (ФИО) Запомните: каждое поколение изображается на одной линии
- Найдите в истории, литературе или в жизни своей семьи пример семейных отношений. - Составить генеалогическое древо своей семьи.
Не забывайте говорить своим родителям, что вы их любите и благодарны за воспитание. Мира, уюта, согласия и понимания вашим семьям!
Андропова Т.В. МОУ СОШ 1 г. Сковородино Батаева С.И. МОУ Береговая СОШ Горошко Л.С. МБОУ Косицинская СОШ Казанцева Л.В. МБОУ СОШ п.г.т. Ерофей Павлович Попова С.Г. МОУ СОШ 2 г. Сковородино