Романский и готический стиль в архитектуре Западной Европы
В 1054 г. произошло великое разделение церквей, в результате чего возникло две ветви христианства: Византия, унаследовав греческую культуру, олицетворяла православие. Византия, унаследовав греческую культуру, олицетворяла православие. Западная Европа, наследница римских традиций, стала олицетворять католицизм. Западная Европа, наследница римских традиций, стала олицетворять католицизм.
К началу XI в. католическая церковь укрепила свои позиции, выбрав в союзники самое активное средство воздействия – искусство. К началу XI в. католическая церковь укрепила свои позиции, выбрав в союзники самое активное средство воздействия – искусство. Особое значение придавалось архитектуре, а именно храмовому строительству. Особое значение придавалось архитектуре, а именно храмовому строительству.
Романский стиль в архитектуре
Внешний облик церквей, строившихся в XI – XII вв. производил суровое впечатление. Внешний облик церквей, строившихся в XI – XII вв. производил суровое впечатление. Серые массы камней, большая толщина стен, узкие окна напоминали скорее крепости, чем культовые сооружения. Серые массы камней, большая толщина стен, узкие окна напоминали скорее крепости, чем культовые сооружения. Этот период в истории архитектуры Западной Европы стал называться романским. Этот период в истории архитектуры Западной Европы стал называться романским. Собор в Вормсе. XI – XIII. Германия
Кафедральный собор в Дареме. Великобритания. XI в. (внутренний облик)
Основной объем романского храма повторял форму римской базилики. Основной объем романского храма повторял форму римской базилики. Но к началу XI в. в его облике большое значение приобрел крест. Но к началу XI в. в его облике большое значение приобрел крест. Символика креста: 1) Знак казни Христа (мученической смерти на кресте; 2)древо жизни, связывающее небо и землю; 3) победа над смертью (воскресение Христа). Символика креста: 1) Знак казни Христа (мученической смерти на кресте; 2)древо жизни, связывающее небо и землю; 3) победа над смертью (воскресение Христа). Так появилась крестово-купольная система в архитектуре. Так появилась крестово-купольная система в архитектуре.
Крестовый купол Крестовый купол Схема крестово- купольной конструкции Крестовый купол на трех цилиндрических сводах Макет крестового купола
Основные элементы романской архитектуры: Постройка базиликального типа. Постройка базиликального типа. Разделение внутреннего пространства на нефы (от 3-х до 5-ти). Разделение внутреннего пространства на нефы (от 3-х до 5-ти). Каждый неф завершается апсидой, где располагаются алтарь и капеллы (в боковых). Каждый неф завершается апсидой, где располагаются алтарь и капеллы (в боковых). Форма латинского креста, который получается за счет трансепта. Форма латинского креста, который получается за счет трансепта. Трансепт – поперечный неф (1 или 2). Трансепт – поперечный неф (1 или 2). Средокрестие – место пересечения нефов (продольного и трансепта), венчается башней. Средокрестие – место пересечения нефов (продольного и трансепта), венчается башней.
Внешний декор в постройках романского стиля: Вход в храм всегда с западной стороны, он обозначается двумя башнями – этот комплекс называется вестверк. Вход в храм всегда с западной стороны, он обозначается двумя башнями – этот комплекс называется вестверк. Портал (архитектурно выделенный вход в здание) украшен скульптурами. Портал (архитектурно выделенный вход в здание) украшен скульптурами. Аркатурные пояса – маленькие арочки, украшающие стены. Аркатурные пояса – маленькие арочки, украшающие стены.
Церковь св. Петра в Муассаке. Рельеф портала г. Аркатурные пояса
Несмотря на тяжеловесность каменной массы, как бы высеченной из скалы, вся композиционная структура романского храма создает общее впечатление устремленности ввысь. Несмотря на тяжеловесность каменной массы, как бы высеченной из скалы, вся композиционная структура романского храма создает общее впечатление устремленности ввысь. Кафедральный собор и колокольня в Пизе (Пизанская башня). Италия. XI–XVI вв.
Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье вв. Форму портала образуют большой полукруг арки и прямоугольник дверного проема. Арка – символ небесного свода; кроме того – символ радуги как договора между Богом и людьми (после потопа). Дверной проем – символ земли, а также место перехода из мирской области в священную.
Апостол Петр. Рельеф портала церкви св. Петра в Муассаке. Св. Иосиф. Скульптура главного портала собора в Реймсе
Готический стиль в архитектуре
Своды церквей стали делать каменными, чтобы избежать пожаров. Своды церквей стали делать каменными, чтобы избежать пожаров. Так родилась каркасная система, позволившая укрепить свод и облегчить здание. Так родилась каркасная система, позволившая укрепить свод и облегчить здание. Вместо полукруглой арки появляется стрельчатая. Вместо полукруглой арки появляется стрельчатая. Вся масса здания взметнулась вверх. Вся масса здания взметнулась вверх.
Стрельчатый свод, каркас, купол
Готический каркас на основе стрельчатых арок
Изменяется внешний вид западного фасада готического собора: Над трехчастным порталом появляется скульптурная галерея (ряд королей). Над трехчастным порталом появляется скульптурная галерея (ряд королей). Над ним сдвоенные стрельчатые окна с огромной готической розой в центре. Над ним сдвоенные стрельчатые окна с огромной готической розой в центре. Выше – ажурная колоннада. Выше – ажурная колоннада. Над ними по бокам – две рвущиеся в небо башни. Над ними по бокам – две рвущиеся в небо башни. Вместо узких окон-бойниц – огромные цветные витражи. Вместо узких окон-бойниц – огромные цветные витражи. Стены покрыты скульптурным кружевом. Стены покрыты скульптурным кружевом.
Собор Парижской Богоматери (Нотр- Дам де Пари) начало XIV в.
Собор Нотр-Дам
Собор Нотр-Дам. Париж
Собор Нотр-Дам (интерьер). Париж
Для сравнения: Интерьер собора Св. Михаила в Хильдесхейме. Германия. Начало XI в. (романский стиль)
В готическом храме даже каменный каркас здания скрывается под многочисленными резными украшениями. В готическом храме даже каменный каркас здания скрывается под многочисленными резными украшениями. Огромные многочисленные окна и резьба рождают впечатление необычайной легкости. Огромные многочисленные окна и резьба рождают впечатление необычайной легкости.
Собор Нотр-Дам
Собор Нотр-Дам в Реймсе Франция, начало XII в. Впечатление, будто собор соткан из каменной паутины.
Витраж главной розы западного фасада собора Нотр-Дам в Реймсе
Встреча Марии и Елизаветы. Статуи западного фасада собора. Маркграф Эккегард и его жена Ута. Статуи собора в Наумбур.
Церковь Сент-Шапель в Париже. Франция. Конец XIII в.
Расцвет готической архитектуры в Западной Европе XIII – XIV вв. показывает, что мрачный аскетизм романской эпохи сменился восхищением. Расцвет готической архитектуры в Западной Европе XIII – XIV вв. показывает, что мрачный аскетизм романской эпохи сменился восхищением. Наружное убранство, ажурность и облегченность внутреннего пространства, преображенного ярким пурпурным и синим светом, почти необозримая высота превращают готический собор в многоцветную симфонию, в радостный гимн Богу, красоте и жизни. Наружное убранство, ажурность и облегченность внутреннего пространства, преображенного ярким пурпурным и синим светом, почти необозримая высота превращают готический собор в многоцветную симфонию, в радостный гимн Богу, красоте и жизни.